КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

период независимости (справочник)

ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ

 

     Первая республика (1960-1972). Самым значительным фактором, определившим развитие страны в 60-е годы XX в., было подписание в апреле 1960 г. серии двухсторонних отношений о сотрудничестве с Францией. Четыре из них касались обороны, внешней политики, экономики и образования. Соглашение в области обороны предусматривало

 -68-

взаимодействие между французскими и малагасийскими вооруженными силами. Малагасийская армия должна была создаваться из малагасийцев, прослуживших во французской армии, экипироваться, обучаться и субсидироваться Францией. Французские вооруженные силы получали право размещаться на Мадагаскаре, сохранить свои базы в Диего-Суаресе (военно-морская) и в Ивату (военно-воздушная), использовать в необходимых случаях территорию Мадагаскара, его воздушное пространство и территориальные воды. В области внешней политики обе страны обязались обмениваться информацией и консультациями, посол Франции становился постоянным дуайеном дипломатического корпуса Антананариву.

      Что касается экономики, то Мадагаскар оставался в «зоне франка», крупнейшие французские компании сохраняли свое монопольное положение в стране, а французские поселенцы пользовались теми же правами, что и до независимости. Франция продолжала финансировать высшее образование; ректор Мадагаскарского университета назначался министром образования Франции; министерство образования Франции устанавливало экзаменационные стандарты для получения дипломов малагасийскими студентами. Французские преподаватели, работавшие на Мадагаскаре, имели статус французского университетского персонала.

      Таким образом, соглашения обеспечивали французской стороне возможность сохранения своих позиций, широкого контроля и влияния во всех сферах жизни и деятельности молодого государства. Правительство Ф.Цирананы, со своей стороны, всячески этому способствовало.

   При поддержке Франции президенту Циранане удавалось в течение более чем десяти лет обеспечивать политическую стабильность в стране и пользоваться репутацией «отца независимости». Его престиж еще больше укрепился после того, как двое возвратившихся из ссылки политических деятелей — Ж.Равуаханги и Ж.Рабеманандзара вступили в СДП и вошли в правительство. Генеральный секретарь СДП А.Ресампа стал министром внутренних дел, что позволяло продвигать сторонников партии по административной лестнице, а также контролировать организацию и результаты выборов. Возросла численность правящей партии — с 15 тыс. в 1958 г. до 1 млн. в 1967 г., расширился ее социальный и этнический состав. К концу десятилетия партия насчитывала 3200 секций, в том числе 200 — женских и 100  — молодежных. Положительный отклик среди населения вызывали лозунги «малагасизации» и построения «малагасийского социализма», а курс

 -69-

правительства на развитие частного предпринимательства нашел поддержку среди зажиточной общинной элиты, родоплеменных вождей и разбогаиевших крестьян. На муниципальных выборах 1964 и 1969 гг. СДП
получила большинство мест в сельских и городских органах самоуправления, на президентских выборах 1965 г. за Ф.Циранану было подано 98% голосов, а парламентские выборы 1970 г. позволили представителям СДП сохранить в Национальном собрании 104 места из 107. Немалое значение для поддержания политической стабильности имел принцип многопартийности. После получения независимости в стране действовало свыше 30 партий и группировок, но конкуренцию СДП и примыкавшим к ней партиям могла составить только АКФМ. Она объединила в своих рядах около 20 тыс. человек. В 1962 г. на III съезде АКФМ провозгласила своей официальной доктриной

научный социализм. Программные положения включали достижение экономической независимости, создание государственного сектора экономики, национализацию ключевых отраслей экономики  внешней торговли, энергетики, горнодобывающей промышленности, системы страхования. Партия выступала за пересмотр неравноправных франко-малагасийских соглашений и установление дипломатических и экономических связей с тогдашними социалистическими странами. Важную пропагандистскую работу выполняли партийные издания, в частности газета «Имунгу ваувау» («Новый Имунгу»). Основную опору АКФМ составляло население Высокого плато (мерина и бецилеу). Из 365 секций партии на прибрежные территории приходилось лишь 74. Этническая ограниченность ее состава не позволяла добиться поддержки всего населения. В Национальном собрании партия имела только три места, в городских и сельских органах местного самоуправления — 174 места. На юге страны по-прежнему активно действовало МОНИМА, опору которого составляло крестьянство. Партия выступала с радикальных антифранцузских позиций, категорически отвергала любые компромиссы с режимом Цирананы.

    Экономика Мадагаскара в этот период росла незначительными темпами, которые перекрывались темпами роста населения. Она характеризовалась низким уровнем производительности труда, засильем иностранного капитала, резкими диспропорциями. В середине 60-х годов среднегодовой доход на душу населения составлял 10-20 тыс. млг. фр. Увеличение налогового бремени вызывало недовольство широких слоев населения. В Первой республике на долю 10% населения приходилось 80 % совокупного национального дохода. При этом производство риса и других продовольственных культур оставалось на прежнем уровне

 -70-

(при резком росте населения), с 1965 г. власти были вынуждены осуществлять его крупномасштабный импорт.

       К 1973 г. в стране насчитывалось 2,5 млн. неграмотных граждан в возрасте старше 15 лет при общей численности населения около 8 млн. человек. Сохранившаяся колониальная система образования не отвечала новым условиям развития и потребностям страны, приводила к росту безработицы.

    Нарастающее недовольство, вызванное снижением уровня жизни большинства населения и углублением социальных и этнических противоречий, вылилось в острый социально-экономический и политический кризис. Начались массовые антиправительственные выступления. Самым серьезным из них было крестьянское восстание весной 1971 г. на юге страны (провинция Тулиари). Жившие в этом районе скотоводы сильно пострадали от массового падежа скота, вызванного эпидемиями, но это не учитывалось при взимании довольно тяжелого налога на скот. Крестьяне занимали деревни и города, захватывали административные здания и посты жандармерии. Возглавило выступления МОНИМА, имевшее в этом регионе большое влияние и авторитет. Правительство жестоко подавило крестьянские волнения. По неофициальным данным, насчитывалось более 1 тыс. убитых, 1,5 тыс. были арестованы. Деятельность МОНИМА была запрещена, руководители и активисты арестованы.

    В этот же период обострились противоречия в руководстве страны и в самой СДП, закончившиеся отстранением от власти и арестом генерального секретаря партии и министра внутренних дел А.Ресампы, обвиненного в организации заговора. Для укрепления своей власти в январе 1972 г. Ф.Циранана организовал безальтернативные президентские выборы, на которых он получил 99,7% голосов. Инаугурация прошла 1 мая, за две недели до событий, приведших к падению его режима.

       В событиях, которые привели к коллапсу режима, восстанию и военному перевороту, участвовали такие разные силы, как консервативные генералы и городские люмпены, мелкие лавочники и последователи маоизма. Различные социально-политические группы с разными программами смогли объединиться для свержения существующего режима, но не смогли определиться по поводу политического развития страны после ухода Ф.Цирананы. Центральным лозунгом «движения 1972         года» была «малагасизация», который имел свои недостатки и преимущества. Он был достаточно неопределенным, чтобы послужить основанием для широкого объединения, но споры о его смысле привели к распаду коалиции, когда пришло время приводить его в действие.

 -71-

    Наиболее активными участниками событий стали студенческие массы, недовольные учебными программами, составленными французами, преподаванием дисциплин на французском языке, а также системой управления учебными заведениями. Крупные студенческие волнения, начавшиеся весной 1971 г., год спустя возобновились с новой силой. К студентам сразу же примкнули городские низы. Население  столицы за 10 лет после достижения независимости удвоилось в результате миграции из сельских районов. Большую часть безработных составляла молодежь, недавние студенты, получившие образование, но не нашедшие работы. 

     Недовольство народных масс использовали не официальная оппозиция в лице АКФМ и МОНИМА, а радикальные группы, базировавшееся в университете и научных учреждениях. Возглавляемые социологом М.Ракутунирина, они развернули критику политической и социальной системы, сделав акцент на классовой борьбе, конфликте поколений, противостоянии империализму и солидарности стран «третьего мира». Одним из объектов их критики была АКФМ, которую они обвиняли в том, что партия использует те выгоды, которые приносил статус «официальной оппозиции». Радикальные оппозиционные группы пыталась установить связи с МОНИМА, чье последовательное противостояние режиму Ф.Цирананы и неприятие существовавших государственных властных структур были близки их представлению о децентрализованном государстве, но нашли отклик только у молодежной части партии.

  Армия стала самой существенной компонентой коалиции, приведшей режим Ф. Цирананы к падению. Недовольство военных вызывала чисто декоративная роль, которая в те годы отводилась армии, — она служила лишь символом независимого государства. Армию возглавлял генерал Г.Рамананцуа, а жандармерией до 1969 г. командовал французский полковник. Генеральный штаб состоял из шести французских офицеров, большинство постов в военных школах Анцирабе и Мураманги занимали французы, а само присутствие 4-тысячного контингента французских вооруженных сил служило еще и страховкой от националистических амбиций малагасийских офицеров. 

    Начавшиеся в конце марта 1972 г. забастовки в учебных заведениях столицы и других городов к маю переросли в массовые выступления молодежи. Демонстрация 13 мая в столице была разогнана республиканскими силами безопасности с применением оружия, в результате чего были убитые и раненые. Эта акция вызвала взрыв возмущения по всей стране. 15 мая началась всеобщая забастовка.  

-72-

        На улицы столицы вышли 100 тыс. демонстрантов, среди которых были представители партийных, профсоюзных, церковных организаций. Командование французского контингента отказалось послать войска для охраны правительственных зданий, заявив, что они могут вмешиваться только в случае угрозы жизни и имуществу французских граждан. Национальная армия также не поддержала президента. 18 мая Ф.Циранана вынужден был объявить о роспуске правительства и передаче власти генералу Г.Рамананцуа.

     Военные режимы переходного периода (май 1972 - июнь 1975). Г.Рамананцуа, по этнической принадлежности мерина получил образование во Франции и служил во французской армии во время Второй мировой войны. В кризисный момент его фигура устраивала самые различные политические силы. Сформированное им правительство кроме министров-военных, занимавших ключевые посты (министр иностранных дел Д.Рацирака, министр внутренних дел Р.Рацимандрава), включало шесть гражданских лиц (например, министр финансов). Сам Рамананцуа стал премьер-министром. Легитимность нового правительства подтвердил референдум, проведенный в октябре 1972 г. Большинством голосов (свыше 96%) новому правительству были даны полномочия сроком на пять лет. Но просуществовало оно только три года. За это время Рамананцуа успел осуществить многое из своей программы, обнародованной 27 июля 1972 г. Одним из первых шагов нового кабинета был пересмотр системы налогообложения: отменялся подушный налог и налог на скот, изменялась шкала подоходного налога в пользу граждан с низкими доходами Поправки были внесены и в трудовой кодекс: устанавливался оплачиваемый месячный отпуск рабочим и служащим, пересматривалась заработная плата некоторым категориям государственных служащих

    Новые соглашения, заключенные с Францией в июне 1973 г., предусматривали ликвидацию французских баз, вывод французских войск выход Мадагаскара из «зоны франка», установление дипломатических и экономических отношений с социалистическими странами. Началось ограничение деятельности иностранных компаний в стране, устанавливался государственный контроль над ключевыми отраслями экономики. Предполагалось проведение широкой социально-административной реформы, конечная цель которой состояла в сохранении подлинных национальных ценностей и особенностей путем переустройства всей жизни малагасийского общества на основе традиционной общины — фукунулуны. Создаваемые выборные органы самоуправления должны были не только заменить существующие административно-

 -73-

 территориальные единицы (провинции, префектуры и т.п.), но и выполнять экономические функции в контакте с центральными органами. После завершения данной реформы правительство намеревалось принять новую конституцию и передать власть гражданской администрации. Пока же, в переходный период, Г.Рамананцуа придерживался концепции, согласно которой правительство стоит над политическими силами и партиями. Ни одна из партий не была представлена в правительстве, хотя действовала многопартийная система.

   Левый край политического спектра занимали МОНИМА и созданная в декабре 1972 г. партия «Власть простым людям!» (МФМ), которую возглавил М.Ракутунирина, состоявший когда-то в МОНИМА. Эти партии считали, что правительственные реформы недостаточно радикальны и что большая часть из них отвечает интересам буржуа-мерина, требовали конкретных преобразований в пользу крестьянских масс, выступали за немедленную национализацию. Они поддерживали лишь внешнюю политику правительства.

  Справа активное противодействие правительству оказывали СДП и Малагасийский социалистический союз (ЮДСМ), созданный А.Ресампой вскоре после его освобождения из заключения. СДП и ЮДСМ в конце 1972 — начале 1973 г. организовали демонстрации в городах Таматаве, Мадзунге, Диего-Суаресе, направленные против пересмотра малагасийско-французских соглашений. В марте 1974 г. эти партии объединились, образовав Малагасийскую социалистическую партию (ПСМ), в которой Ф.Циранана стал председателем, а А.Ресампа – генеральным секретарем. Партия выступала против социально-экономической политики правительства, его внешнеполитического курса.

     Борьба шла и внутри правительства — между тремя самыми влиятельными министрами. Каждый из них использовал ту сферу, за которую  отвечал, для создания собственной политической платформы и привлечения союзников.

       Исключением в военной иерархии режима был Д.Рацирака. Морской лейтенант, служивший военным атташе в посольстве в Париже, он стал капитаном, уже будучи в правительстве. Как министр иностранных дел, он завоевал авторитет, требуя пересмотра неравноправных отношений с Францией, которые он сам и подписывал с малагасийской стороны. Д.Рацирака установил дипломатические отношения как африканскими странами, выбравшими в то время путь социалистической ориентации, так и с Советским Союзом и другими социалистическими странами, а также объявил о поддержке Движения неприсоединения и пересмотре позиций страны в ООН. Деятельность

 -74-

 Д.Рацираки поддерживалась со стороны не только АКФМ, но и других левых организаций, что компенсировало в какой-то мере слабое его влияния в армейской среде.

    Хотя многие считали, что Д.Рацирака выбран Г.Рамананцуа в качестве преемника, правой рукой премьер-министра в правительств был полковник Р.Рабетафика, выходец из тех же привилегированны кругов мерина. Рабетафика в правительстве курировал экономику. Лозунг «малагасизации» он и его помощники интерпретировали как вытеснение иностранцев и установление национального контроля за развитием экономики. В первую очередь предполагалось создать государственные предприятия по торговле рисом. Такая политика позвлила Рабетафике усилить свои позиции в Антананариву, но не на периферии. Там его критиковали за то, что он защищает интересы только представителей среднего класса столицы. К 1974 г. развитие экономики стало для Рабетафики скорее долгом, чем средством обретения политического капитала. Крестьяне жаловались на то, что новые государственные торговые организации обманывают их так же, как традиционные скупщики, что кредитные услуги им недоступны. Нарушилось снабжение населения, господствовал «черный рынок», небывалых масштабов достигла коррупция.

    Главным оппонентом Р.Рабетафики в правительстве был министр внутренних дел полковник Р.Рацимандрава. Их социальный антагонизм (они стояли на противоположных полюсах столичной социальной иерархии) усиливался политическим. Рацимандрава прошел сложный политический путь с момента подавления восстания 1972 г. на юге страны. Рамананцуа назначил его министром внутренних дел в надежде, что он обеспечит соблюдение законов и порядок. Поначалу так и было: Рацимандрава ликвидировал выступления, спровоцированные ПСМ и МФМ, но к 1974 г. начал создавать коалицию, в которую входили городские наемные работники, крестьянство, радикальная интеллигенция, не связанная с МФМ. Объединяла их программа реформы на основе фукунулуны, проект которой находился под контролем министерства внутренних дел. Целью реформы Р.Рацимандрава провозглашал демонтаж государственного аппарата и народный контроль за развитием страны. Противники такой реформы были как внутри, так и вне министерства, особое неприятие она вызывала у местной администрации, которую предполагалось ликвидировать.

    Р.Рацимандрава много ездил по стране, встречался с простыми людьми и заслужил репутацию прямого, честного человека, готового к борьбе с коррупцией. Все это усиливало его популярность в

 -75-

 сельской среде, городских низах, обеспечивало поддержку со стороны полиции, жандармерии и некоторых армейских частей, одновременно вызывая беспокойство и неприязнь со стороны оппонентов. 

    К середине 1974 г. деятельность правительства была практически парализована политическим и личным противостоянием, в котором Д. Рацирака и Р. Рацимандрава объединились против Г. Рамананцуа и Р. Рабетафики, утратившим поддержку своих политических сторонников и населения. Падению премьер-министра предшествовало раскрытие заговора и попытки военного переворота в конце декабря 1974 г. Во главе заговорщиков-офицеров (выходцев из прибрежных районов и считавших, что их обошли по службе) стоял Б. Радзаунарисон, командир мобильного отряда полиции (МОП), созданного вместо республиканских сил безопасности. Он был единственным из трех чиновников, не получившим доступа к высшей власти после 1972 г. Заговор был раскрыт, несколько человек, подозреваемых в соучастии, были арестованы, сам Радзаунарисон с частью заговорщиков укрылся в лагере МОП на окраине Антананариву. Оттуда они призывали офицеров-котье всех рангов и родов войск присоединиться к ним для борьбы с правительством. Ситуация настолько осложнилась, что даже АКФМ потребовала от правительства Рамананцуа уйти в отставку. 25 января 1975 г. премьер-министр распустил кабинет, а 5 февраля передал власть полковнику Рацимандраве, который обещал продолжить курс, намеченный программой 1972 г., но 11 февраля был убит. 

      12 февраля 1975 г. группа военных во главе с генералом Ж. Андриамахазу объявила о создании Национального комитета военной директории, к которому перешла власть в стране. В Директорию вошло 18 человек, среди них — Д.Рацирака. Новая власть объявила в стране чрезвычайное положение, запретила деятельность всех политических партий, назначила военных губернаторов в провинциях. Поскольку трое арестованных (из пяти военных, убивших Рацимандраву) принадлежали к МОП, лагерь мятежников был захвачен, многие из них взяты под стражу. К процессу по обвинению в государственной измене было привлечено около 300 человек, среди них — Ф. Циранана, А. Ресампа, Б. Радзаунарисон и Р. Рабетафика. Слушание дела продолжалось около трех месяцев. В результате судебного разбирательства лишь трое непосредственных участников нападения на Р. Рацимандраву были приговорены к пяти годам принудительных работ, а остальные оправданы за отсутствием доказательств. Столь мягкий приговор объяснялся стремлением Директории избежать нового обострения политических и этнических противоречий.

 -76-

      Внутри военного руководства шла борьба между представителями различных направлений, поиски компромиссной платформы для достижения единства и выдвижения кандидатуры на пост главы государства. Такую платформу и коалицию, поддерживающую ее, удалось создать Д.Рацираке. Он привлек на свою сторону людей, занимающих среднюю позицию между сторонниками Г.Рамананцуа и теми, кому был близок Р.Рацимандрава. Широкие связи в гражданской среде помогли Д.Рацираке создать коалицию, а поддержка большей части сторонников Р.Рацимандравы укрепила его позиции в армии. Рацирака заручился также поддержкой широкой общественности. Предпринимателям прибрежных районов он пообещал сделать основным пунктом своей политической программы децентрализацию, а также исключить этническую дискриминацию при приеме на государственную службу. Левые силы он привлек обращением к социалистической доктрине.
       Обеспечив себе таким образом массовую поддержку как в столице, так и в провинциях, Д.Рацирака при тайном голосовании в Директории 15 июня 1975 г. набрал 2/3 голосов и был избран главой государства.

     Вторая республика (1975-1992). Вместо военной Директории в стране были созданы три государственных органа: Верховный революционный совет (ВРС), состоящий из девяти офицеров во главе с Д. Рациракой; Военный совет развития, призванный заниматься реформой в армии, во главе с генералом Ж.Андриамахазу; кабинет министров из 14 человек, в котором из военных были только двое — министр обороны и министр внутренних дел. В правительство вошли представители различных политических партий.

   Приход Д.Рацираки к власти сопровождался рядом мер, призванных способствовать укреплению его авторитета как нового, радикально настроенного политика. 17 июня 1975 г. банки и страховые компании были национализированы, а 30 июня государство стало совладельцем (51%) «Сосьете мальгаш де транспор маритим» (СМТМ) и «Сосьете мальгаш де рафинаж» (СМР). В это же время под контроль государства перешла одна из крупнейших торгово-промышленных компаний — «Компани Марсейэз де Мадагаскар». Эти меры были встречены с одобрением левыми партиями.

      Одновременно Рацирака начал подготовку к референдуму, который должен был утвердить новую конституцию и Хартию малагасийской социалистической революции, которая стала бы не только революционным документом, но и его предвыборной платформой. Хартия была опубликована в августе 1975 г. и имела второе название — «Красная книга» («Буки мена»). Она содержала анализ малагасийского

 -77-

общества и представляла долгосрочную программу действий, направленных на укрепление национального суверенитета страны, ее экономической независимости. Главными составляющими программы, которые должны были обеспечить ее успех, являлись национальное единство, децентрализация и социализм.

       В Национальное единство страны должно было обеспечиваться равенством всех этнических групп. Особая роль в национальной консолидации отводилась малагасийскому языку.

  Децентрализация, подразумевающая расширение функций органов местной власти, должна была осуществляться на основе фукунулуны. В Хартии ей отводилась роль органа народной власти и самоуправления в сельской местности, который должен был осуществлять административные, законодательные, экономические функции, обеспечивать правопорядок и связь с государственными службами. Большое внимание уделяется в документе созданию новой системы органов власти, основанной на широком народном представительстве.

      Децентрализация в сфере образования и культуры означала равномерное распределение сети образовательных и культурных учреждений по всей территории страны, с тем чтобы сделать их доступными для широких слоев населения.

     Социализм представлялся как единственно возможный путь для достижения гармоничного развития страны и построения нового общества. «Пять столпов революции» - Верховный революционный совет, крестьяне и рабочие, учащиеся, женщины и народная армия - должны были объединить свои усилия для осуществления этой программы. Таким образом, термин «малагасийская социалистическая революция» в документе трактуется как конечная цель, а переживаемый этап — как национально-демократическая революция. Классовая борьба объявляется «единственным динамичным, исторически обоснованным путем взятия народом власти в свои руки».

      В документе предлагаются пути развития экономики, основанные на национализации основных средств производства, на государственной монополии внешней торговли; определяются приоритеты в развитии экономики; намечаются способы проведения аграрной реформы, предусматривающей кооперирование сельского хозяйства. Хартия определила принципы развития системы образования (демократизация, децентрализация и «малагасизация»), меры по улучшению системы здравоохранения и трудового законодательства.

    «Красная книга» открывала новое направление внешней политики на принципах неприсоединения, борьбы за мир и разоружение, поддержки

 -78-

освободительной борьбы угнетенных народов, уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

      Проект новой Конституции страны должен был юридически закрепить основные положения Хартии малагасийской социалистической революции. Оба документа были вынесены на всенародный референдум, который состоялся 21 декабря 1975 г. Одновременно на референдум был вынесен вопрос о выдвижении кандидатуры Д. Рацираки на пост президента республики. Большинство избирателей (94,6%), участвовавших в голосовании, одобрили документы. Д. Рацирака был избран президентом Демократической Республики Мадагаскар (так стала называться страна в соответствии с Конституцией Мадагаскара) на семилетний срок.

     В январе 1976 г. были сформированы новые составы ВРС и правительства. В них вошли представители различных политических партий (в том числе АКФМ) и армии. ВРС составили 10 гражданских лиц, что означало переход к военно-гражданскому правлению, более широкому представительству в ней основных политических течений и этнических общностей. Конституция предусматривала переходный период (18 месяцев) для создания новых институтов государственной власти. Выборы в местные органы власти и в Национальное народное собрание планировалось провести в 1977 г.

   Переходный период был использован руководством страны для консолидации политических сил. В марте 1976 г. было объявлено о создании Авангарда малагасийской революции (АРЕМА). Партия создавалась как правительственная, Д. Рацирака стал ее генеральным секретарем. Она имела широкую социальную базу, ее ячейки создавались по всей стране, к концу года ее численность достигла 90 тыс. человек. Сложность состояла в том, что Мадагаскар имел традицию многопартийной системы и перейти к однопартийной системе, которая существовала во многих африканских странах, заявивших о своей приверженности принципам социализма, Д.Рацирака не мог. Поэтому АРЕМА стала ядром образованного в декабре 1976 г. Национального фронта защиты революции (НФЗР), создание которого было предусмотрено Конституцией. Перед НФЗР стояла задача объединения усилий всех партий, желающих сотрудничать с властью в русле государственной политики. Условием приема в НФЗР было признание и поддержка положений Хартии малагасийской социалистической революции. В состав НФЗР вошли пять левых партий: АРЕМА, АКФМ, МОНИМА, ВУНДЗИ, МФМ. Другие партии не могли выставлять своих кандидатов на предстоящих выборах в советы фукунулун.

 -79-

      Выборы принесли ощутимую победу АРЕМА. В марте 1977 г. она получила 75 тыс. мест в 114 тыс. местных органов, или почти в 90%. В органах власти шести провинций на АРЕМА приходилось 220 из 232 мест и в Национальном народном собрании - 112 из 137 мест. Нужно, однако, заметить, что успеху АРЕМА содействовал и тот факт, что ни одна другая партия не имела такой разветвленной системы по всей стране.

      Хотя результаты выборов указывали на стабилизацию режима, в руководстве страны к 1977 г. наметились противоречия и начались серьезные разногласия по поводу экономической политики, особенно между теми, кто рассматривал текущий этап как переход к регулируемой экономике, и теми, кто ожидал, что национализированные предприятия перейдут в руки малагасийских предпринимателей. Эти противоречия отразились на подготовке основных экономических документов («Хартия социалистического предприятия», «Выбор социалистического планирования» и «План на 2000 г.»), которые практически так и не были реализованы, поскольку не была обеспечена эффективная работа вновь созданных структур, отсутствовала широкая поддержка их населением, не хватало источников финансирования. Настал период безудержных заимствований из всех возможных источников, в том числе в ВБ и МВФ.

     Экономические трудности усугублялись последствиями засух 1978-1980 гг., приведших к нехватке продовольствия и вызвавших недовольство населения, как в сельской местности, так и в городах. В Антананариву происходили студенческие волнения, отмечались поджоги и диверсии на железных дорогах. Противники режима организовывали саботаж, умышленно задерживали поставки продовольственных и промышленных товаров. Радикальные экономические мероприятия, проведенные властью, вызвали противодействие компрадоров и аграрной буржуазии прибрежных районов, потерявшей возможность вкладывать капиталы в сельское хозяйство вследствие ограничения земельных владений и национализации части наделов.

      В столь непростой обстановке в ноябре 1982 г. в стране прошли президентские выборы, которым предшествовало раскрытие антиправительственного заговора. На выборах Д. Рацирака получил около 80% голосов, его единственным конкурентом на этих выборах был М.Дзауна… Продолжение »