КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

ИЗО

 

НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ,
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

     Народные промыслы. В разных районах острова развито искусство резьбы по дереву. В центральных районах существует традиция украшать резьбой мебель, домашнюю утварь. В районе г. Амбуситра, который считается центром деревянного зодчества, дома украшаются резными ставнями и балконами. Город Аналамарина и соседние деревни славятся искусными резчиками, производящими мебель и статуэтки. В отличие от большинства африканских стран, на Мадагаскаре изготовление деревянных масок не получило широкого распространения. Популярны парные статуэтки, головки, бюсты людей, изображения животных. Причудливой формы трости изготавливают из дерева («мадзака бетани», «великий король земли»), молодые стволы и ветви которого имеют изощренную форму. Трости раньше являлись принадлежностью властителей страны и высшей знати, а теперь продаются
туристам.

      Развита также резьба по кости (из рога зебу), изготовление сувениров из черепахового панциря (от браслетов, колечек и заколок до шкатулок и костей для игры). Высокое искусство демонстрируют мастера обработки камня. Самоцветы превращаются в их руках в шары, яйца, пепельницы, украшения, атрибуты игры (например, игра «солитер» представляет собой набор шариков из разных самоцветов, размещенных на палисандровой доске).

       Ткачество во многом связано с изготовлением национальной одежды — ламба. Прямоугольный кусок ткани (из хлопка или шелка) используется как юбка, а также как скатерть, ритуальное покрывало, шаль и т.п. Ткань обычно украшается геометрическим орнаментом. Традиционно ламбу использовали женщины сакалава, антакарана. Центр ручного ткачества находится в Амбалавау.

        С традициями, пришедшими из Индонезии, связано производство декоративных тканей из волокон пальмы рафия. Эти волокна наряду с камышом, тростником, рисовой соломкой, бамбуком используются и для изготовления плетеных изделий. Ассортимент изделий чрезвычайно широк — циновки, шляпы, корзины, короба и шкатулки, салфетки, подставки, хлебницы и т.п.

          Оригинальный народный промысел существует в г. Амбалавау, где находится центр ручного производства бумаги антаймуру, украшенной сухими цветами. Такие панно, абажуры для ламп, обложки альбомов и т.п. являются традиционным малагасийским сувениром. Название бумаги происходит от народности, которая получила секрет ее изготовления от арабских переселенцев. На изготовление бумаги антаймуру идет кора кустарника авуха, которая поступает в мастерские в виде спрессованных брикетов. Ее кипятят в течение 24 часов с золой, затем промывают проточной водой. После этого размягченную желтоватую массу женщины отбивают деревянными колотушками. Масса, разведенная водой в особой пропорции, дабы получить бумагу желаемой толщины, постепенно остужается на полотне, натянутом на деревянную рамку. На этом этапе по остывающей массе раскладываются цветы.

         В ноябре 2001 г. министерство промышленности и ремесел Мадагаскара совместно с несколькими международными организациями стран Индийского океана провело первый международный Салон артизаната, целью которого было повышение профессионального уровня дизайнеров и производителей кустарных изделий и продвижение их продукции на международные рынки, в частности европейские.

      Изобразительное искусство. Малагасийская живопись имеет более чем вековую историю. О ее возникновении на острове известно мало, есть лишь упоминания о ней в редких рукописях и книгах европейских путешественников и ученых. Однако известен факт, что король Радама I выписал на Мадагаскар французского художника Копаля, который основал королевский колледж, где преподавал живопись. Эта школа в XIX в. подготовила целое поколение художников, имена которых не дошли до наших дней, но работы их известны, например фрески дворца королевы Ранавалуны I.

          Трудно говорить о какой-то определенной школе в отношении малагасийской живописи. Прослеживаются лишь определенные тенденции: «примитивисты» (1840-1900); «первые мастера» (1900- 1929); эклектика (1930-1950); современная живопись (с 1950 до наших дней).

  «Примитивисты» являются зачинателями малагасийской живописи. Их работы выполнены в основном в реальной манере, но более или менее опоэтизированной. В изображении живых существ нет ни объема, ни рельефности, не соблюдается перспектива, не хватает пластики, краски положены плоско, тоны не всегда гармоничны. Работы «примитивистов» больше похоже на коллаж, чем на живопись. Такие художники, как Рабендзамина Андрефандрува или Ракутуманани, в середине XIX в. практиковали технику коллажа. Эта техника возвратилась к современным художникам, но уже с Запада. Большая часть «примитивистов» обучались в школе английских миссионеров, поэтому в их работах отчетливо прослеживается влияние английских мастеров (Тернера, Констебля). Многие их картины не подписаны, но архивы сохранили имена некоторых живописцев, хотя работы многих из них не сохранились. Лучшими художниками той поры считаются Радзеси (1860-1938) и акварелист Стефан Рабутувау (активно творил до 1895 г.).

      Поколение этих художников распространяло искусство среди представителей высшего общества, привлекая молодых людей к занятию живописью. Ранавалуна III решила послать в Париж молодого человека из аристократической семьи для обучения в школе изящных искусств. Впоследствии Рамананкирахина создал серию портретов правителей Мадагаскара, которые находились во дворце «Транавалуна».

         Многие из художников, относящихся к поколению «первых мастеров», обучались в Школе изящных искусств, открытой в Антананариву в 1914 г. (просуществовала до 1942 г.). Там совершенствовали мастерство такие художники, как Генри Ратуву (1880-1920), Гастон Ракутувау (1880-1941), Самюэль Рахамефи (1880-1962), Эмиль Раламбу (1879-1963). Знакомство с работами европейских художников XV-XIX вв. по копиям дало толчок к развитию национального искусства. «Первые мастера» продолжили и развили реалистическую традицию в малагасийской живописи. Их искусство приобрело определенную зрелость, рисунок стал более точным, исчезли условности искусства «примитивистов». В расположении линий и красок прослеживается влияние европейских мастеров: у Гастона Ракутувау — Рембрандта, у Генри Ратуву — барбизонцев и Курбе и т.п.

       Одним из самых оригинальных художников этого периода был Раманакамундзи, который писал акварели на шелке, что принесло ему известность в мире искусства. В жанре акварели, но на картоне работал и другой яркий представитель этого периода — Эмиль Раламбу, чьи произведения были отмечены наградами не только на родине, но и за рубежом, несколько его работ есть в коллекции Лувра. В его работах преобладают идеализированные сценки из деревенской жизни, изображения коллективного труда и домашнего быта, портреты жителей разных провинций. На его картинах легко узнаются местные ландшафты, стиль одежды и физические особенности разных народностей. От его работ исходит ощущение оптимизма, спокойствия и внутренней силы. Некоторые искусствоведы считают, что картины Э.Раламбу, написанные в расцвете творчества, приближают его по стилю к «малым мастерам» Франции конца XIX в.

      К сожалению, у «первых мастеров» не было настоящих последователей. Следующий период развития малагасийской живописи характеризовался эклектизмом: все стили от реализма до импрессионизма представлены в живописи, но преобладает академизм и в тематике, и в технике. В это время выделяются три группы художников, четко различающихся по своим творческим принципам. Прежде всего это бывшие выпускники Школы изящных искусств, среди которых Жорж Разанаманирака (1900-1944), Роберт Расулуманитра (1911-1953), Жюль-Клод Рандриамампита (1913-1968), Луи Расамизанани (1900- 1953), Клотильда Рабиаза. Вторую группу художников составляли ученики Школы прикладных искусств, среди которых первенствовал Альфред Разафиндзухани, отличавшийся особым чувством колорита. Его оригинальные декоративные полотна напоминают вышивки. Третья группа — «независимые» — объединяла большую часть художников-самоучек. К ней относятся дети знаменитого Генри Ратуву; замечательный портретист Вильям Радзеситера, сын известного примитивиста Радзеси, работы которого по манере письма напоминали картины Гойи; Жан Раханирака, сформировавшийся как художник в Школе изящных искусств в Париже перед Второй мировой войной.

       Темы живописных полотен немногочисленны и не очень разнообразны. Преобладают пейзажи и жанровые сценки. Портрет, подсказанный «первыми мастерами», как жанр был надолго забыт. Единственной среди художников, писавших в стиле ню, была Жюльетт Разафимахефа. Не часто попадали на полотно сцены повседневной жизни. На историческую тему писали только Гастон Ракутувау и Радзеси. Малагасийские художники мало использовали такие источники, как фольклор и Священное писание. Например, легенда о влюбленных озера Тритрива, вдохновившая многих поэтов и драматургов, никак не отразилась в живописи. Лишь некоторые из «первых мастеров» черпали вдохновение из Священного писания, расписывая церкви (Генри Ратуву, Амбруаз Ракуту, Антуан Ратрена). Христианская религия не только не была источником вдохновения, но даже служила неким тормозом для искусства, поскольку британские миссионеры привнесли на Мадагаскар пуританские традиции, по которым искусство — изобретение дьявола и грех.

       Малагасийская живопись рассмотренных периодов не имела какой-либо оригинальной концепции, художники занимались совершенствованием европейской техники, у них не было собственной эстетики. В то же время они старались показать свойства малагасийской души — согласие человека с природой, философское отношение к пребыванию на Земле.

        Современная живопись характеризуется желанием художников найти нечто новое: одни пытаются осовременить традиционный реализм, другие обращаются к новым концепциям западного искусства. Но все они в своих поисках возвращаются к теме малагасийской души. Среди современных художников успешно работают: Жан-Мишель Разанатефи, Жан-Батист Ракутуариманана, Гастон Рандриакутуаридзауна, Жозеф Андриамахенина, Ролан Рапариву, Жан Расамиманана, Антуан Рандриамбулулуна, Реми Радзуелиарисуа, Модест Ралаимихуатра, Марсель Разанакутуарисон, Марсель Рабеарисон, Реми Равелусон, Эдвард Рамананцуа и др.

Литература: 

Народные художественные промыслы, изобразительное искусство. Мадагаскар: Справ. — М.: Вост. лит., 2005. — с. 256-261.