КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Театр кино

 

ТЕАТР

   Театр. Театральное искусство на Мадагаскаре развивается по нескольким направлениям. Самая старая форма театра «Хира гаси» — традиционный музыкальный театр — возникла на рубеже ХVIII-ХIХ вв. в период Имерины как единого сильного государства. Тогда на работах по расчистке земель под сельскохозяйственные культуры, строительстве плотин было занято множество людей. Для поднятия их духа, организации отдыха и передачи королевских указаний направлялись лучшие ораторы, певцы и танцоры. Возникал своеобразный конкурс между группами артистов, прибывшими из разных мест, вырабатывались определенные правила. Представлениями «Хира гаси» руководил автор музыки и слов. В одном спектакле «Хира гаси» могло разыгрываться несколько тем (индраи мидитра), каждая из которых проходила последовательно через пять фаз:

     «саситеа» — в течение десяти минут под аплодисменты и аккомпанемент барабанов мужчины занимали место на сцене, а женщины надевали костюмы красного, зеленого или лилового цвета. Костюмы создавались по моде, существовавшей во дворце, — смесь традиционного малагасийского и европейского стилей;

      «кабари» — ведущий (мпикабари) снимает шляпу и объявляет о начале спектакля, приглашая артистов под музыку занять место на сцене, затем в течение пяти минут знакомит зрителей с темой спектакля;

    «ренинра» — в течение часа или больше под аккомпанемент музыкантов артисты пением и пантомимой развивают тему;

   «дихи» — выступление танцоров или акробатов, или «цикандихи» - выступление танцора-солиста в течение 15 минут, после чего объявляется о конце представления;

  «захакира» — заключительный дивертисмент в течение 20 минут.

      Таким образом, представление идет по четкому сценарию. Возможности для импровизации имеет только «кабари». Для того чтобы спектакль действительно удался, в представлении должны участвовать по крайней мере две труппы, соревнующиеся в мастерстве в трех выходах:

 -первый выход («вакисеатра»), когда каждая труппа представляет интерпретацию одной и той же темы;

 -второй («саси-кира»), когда интерпретируется другая, более острая тема;

-третий («вакудразана») завершает спектакль.

    Спектакль «Хира гаси» может продолжаться с утра до вечера, он может служить как для выявления общественного мнения по каким-то вопросам, так и частью религиозных церемоний. Сценой часто бывает деревенская площадь. Многочисленные труппы традиционного театра объединены в Ассоциацию «Мпихира гаси», которую возглавляет Рамилисон, крестьянин-артист с 40-летним стажем. Труппа, возглавляемая Рамилисоном (настоящее имя Тарика Рамилисон Фенуариву), созданная в 1960 г., выезжала с гастролями во Францию в 1993, 1995 и 1996 гг.

       Классический театр, известный также как «Театр 30-х годов», соединил в себе наследие европейского драматического театра и французской оперетты. В нем придерживаются трех принципов: нравоучительной направленности, музыкального и визуального воздействия (особое внимание уделяется костюмам и декорациям). В репертуаре театров такого типа много пьес малагасийских авторов 30, 40, 50-х годов XX в. Драматурги А.Ракутубе, Н.Рабемананцуа, Ж.Радзуру, РЛндрианзафи одновременно были и актерами, и музыкантами, и руководителями трупп. Большой вклад в развитие национальной драматургии внес видный поэт и общественный деятель Ж.-Ф.Рабеманандзара.

     В своих пьесах 40-50-х годов («Малагасийские боги», «Мореходы зари», «Агапы богов Тритривы») он показывает Мадагаскар перед французской оккупацией. Поэт испытывает ностальгию. Возвращение к истокам свидетельствует об уважении к прошлому острова. Именно в его пьесах раскрывается малагасийская психология, он лучше всех оживляет легенды, которые выражают все мистическое и таинственное на Мадагаскаре.

   Одиннадцать театральных трупп классического направления, профессиональные или полупрофессиональные, объединены в ассоциацию, они регулярно, по воскресеньям, выступают в муниципальном театре Антананариву, который был открыт в 1899 г.

  Существующий на Мадагаскаре франкоязычный театр помимо прочего стремится поддержать франкоязычную литературу, расцвет которой пришелся на 80-е годы XX в. Этот театр не раз выходил победителем в международных конкурсах Французского радио. Он представлен в основном полупрофессионалами и одаренными любителями, гастролирующими как в своей стране, так и за рубежом (Коморы, Франция, Италия). Находясь в поиске, он связан с университетской средой, такими культурными организациями, как Французский Альянс, культурные центры Германии, Америки, Франции. Основными принципами, которые использует театр, являются коллективное творчество, максимальный охват сценического пространства. Дюжина трупп этого театра в начале 90-х годов объединилась в Творческую театральную ассоциацию и в Ассоциацию малагасийских театров на французском языке (1992), которые, правда, распались через пару лет. В настоящее время театральные труппы этого направления действуют независимо: каждая труппа ставит две пьесы в год. Наиболее активными являются:

      «Дзухари компани», в которой всего шесть актеров, неоднократно участвовала в театральных фестивалях (в 1988 г. — во Франции; в 1994 г. — на фестивале малагасийской культуры в Берлине, в 1995 г. — в Бенине). Один из последних спектаклей-  «Она» отражает сильное влияние традиционного театра. Тема взаимоотношений человека с окружающей средой сопровождается многочисленными музыкальны- ми номерами.

      Труппа АТАФ (Atelier Théâtre de l'Alliance Française) создана в 1988 г. в Антананариву (в 1985 г. — в Анцирабе). В ее репертуаре драмы, комедии, сказки малагасийских авторов, а также пьесы Моль- ера и других мировых классиков (в Анцирабе в 1994 г. был поставлен «Юбилей» по Чехову). Труппа выезжала на гастроли на Реюньон, Коморы.

     Труппа АТЕА (Atelier Théâtre de l'ASCUT) объединяет студентов Университета Антананариву. Ее цель — познакомить иностранцев с малагасийской культурой, а малагасийцев — с мировой. Труппа дает представления в Культурном центре Альбера Камю на французском и малагасийском языках. В ее репертуаре есть «Чайка» А.П.Чехова.

       Самая популярная труппа театра «фолк» - «Ланди Вула Фуци» создана в 1973 г. профессором Университета Антананариву из полупрофессионалов. Ее 15 артистов владеют разнообразными театральными формами: от драматической до «Хира гаси». В репертуаре театра наряду с классическими (Брехт, Мольер), находятся традиционные и современные пьесы. Спектакли идут на малагасийском и французском языках.

      Для театральной жизни Мадагаскара характерен постоянный поиск новых форм. Необычная труппа кукольного театра работает в г. Махадзанга. Труппа «Салуки» под руководством Дж.Ракутухеринаина была создана в 1996 г. в рамках совместного малагасийско-германского проекта в области здравоохранения. Шесть артистов со своими куклами путешествуют по провинциям, выступая в основном в сельской местности, лишенной телевидения и радио. Комбинируя традиционные сюжеты с медицинской пропагандой (планирование семьи, борьба со СПИДом и т.д.), артисты добиваются двойного эффекта — развлекают и просвещают.

Литература: 

Театр.  Мадагаскар: Справ. — М.: Вост. лит., 2005. — с. 250-253.