КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Образование

 

         ОБРАЗОВАНИЕ

       Первую школу в Антананариву основал Дэвид Джонс из Лондонского миссионерского общества в 1820 г. Спонсором школы был сам король Радама I, а первыми учениками— дети королевской семьи. Грамотность среди населения Имерины распространялась по мере дальнейшего строительства миссионерских (протестантских и католических) школ: в 1835 г. уже 15 тыс. человек умели читать и писать по-малагасийски. К моменту французской колонизации в стране насчитывалось более 2 тыс. учебных заведений.

      Французы ввели государственную систему образования, в которой были элитные школы в основном для французских граждан и школы, осуществлявшие практическое и профессиональное обучение местных жителей. Самой престижной школой, из которой выходили чиновники среднего звена, была школа Мир де Вилер в Антананариву. Реформа школьного образования, предусматривавшая предоставление больших возможностей для малагасийцев, была проведена после Второй мировой войны.

     К моменту обретения независимости в стране действовала система образования, почти идентичная французской. Школьное образование получали менее 1/3 детей соответствующего возраста, свыше 60% взрослого населения было неграмотно, а в средних, технических и высших учебных заведениях свыше половины учащихся составляли европейцы.

       С 1975 г. началась коренная перестройка народного образования с целью ее демократизации. Предусматривалось введение всеобщего обязательного бесплатного образования, полная ликвидация неграмотности. В 1980 г. грамотность среди взрослого населения составляла 49%, в 1985 г. — 52, в 1995 г. — 46, в 2000 г. — 66,5, в 2003 г.  — 68,9%.

    Мадагаскар — одна из немногих развивающихся стран Африки, которая к началу 80-х годов объявила о всеобщем начальном образовании. Более того, система высшего образования была признана многи соседними странами. Однако неудачи в экономическом развитии привели к тому, что программа 80-х годов по децентрализации и демократизации просвещения не дала ожидаемого эффекта. Не помогли ни кампании по ликвидации неграмотности (к 1981 г. было около 2,4 тыс. учебных центров по ликвидации неграмотности), ни увеличение числа учебных заведений из расчета одна начальная школа на деревню, один коллеж на округ, один лицей на район, один университет на провинцию. По данным переписи 1993 г., менее половины детей школьного возраста (6-14 лет) посещали школу; 35% детей школьного возрасти не были охвачены начальным образованием, 25% детей даже в столице не ходили в школу.

       Система образования страдала от частых и резких изменений и программах и методических подходах к обучению. Но главное, что препятствовало развитию системы образования, — это скудное государственное финансирование. Если в начале 80-х годов ассигнования на образование составляли 33% всех бюджетных расходов, то в 1993 г. -20, в 1996 г.— 16, в 1998 г.— 17,2%, или около 3% ВВП. Вследствие сокращения   финансирования,   число  учителей   в   государственных школах сократилось с 323 тыс. в 1991-1992 гг. до 277 тыс. в 1996 1997 гг. За тот же период количество начальных государственных школ сократилось с 11,4 до 10,4 тыс.

      Уровень развития системы образования резко различается в отдельных регионах страны. Центральная часть (Высокое плато) располагала системой образования уже в начале XIX в., поэтому в этом регионе больше школ и более высокие стандарты образования, чем в прибрежных. Эта диспропорция сохранилась и после достижения независимости.

       Между 1996 и 1999 гг. 65-70% детей школьного возраста могли посещать школу. Однако в разных провинциях уровень посещаемости различен. В Антананариву эта цифра превышала 82%, в Тулиари со ставляла 43,5%.

   Существует явно выраженная диспропорция в охвате образованием бедного и богатого, городского и сельского населения. По данным ВБ, начальным образованием охвачено 100% богатого населения и 50% бедного; по среднему образованию I ступени эти показатели составляют соответственно 67 и 2%, а по II ступени — 55 и 1%. Около 60% родителей имеют трудности с оплатой обучения. Это вынуждает  записывать детей в школу позже, чем положено (21 %), или забирать из школы раньше окончания обучения (33%). Охват детей начальным образованием в городах составляет 100%, в сельской местности 73%, тогда как средним образованием — соответственно 48 и 9%.

      Эти цифры обусловлены, в частности, большой удаленностью сельских школ от места проживания детей, их труднодоступностью в дождливый период и необходимостью для сельских школьников работать в домашнем хозяйстве, особенно в страду. Часто учащиеся сельских школ вынуждены повторно проходить курс обучения (32%). Только 3% детей заканчивают полный пятилетний курс начальной школы, из их 70% — из богатых семей и 9% — из бедных. Только 15% сельких школьников заканчивают пятилетку и переходят в среднюю школу.

       Одной из проблем образования остается двуязычие. В 70-х и 80-х годах XX в. обучение в начальной и средней школе осуществлялось на малагасийском языке, в то время как в системе высшего образования использовался в основном французский язык. В начале 90-х годов французский язык вернули в школу (со 2-го класса), что породило и порождает социолингвистические проблемы. По данным ВБ, в 1990-1995 гг. число не умеющих читать (старше 15 лет) возросло с 20 до 4%, и эксперты усматривают причину этого в обучении на французком языке. До 90% студентов университетов не могли перейти на рой курс в значительной мере из-за плохого владения французским.

     Накопившиеся в системе образования проблемы требовали неотложного решения. Принятая правительством Национальная программа улучшения системы образования включает: постепенное увеличение государственного финансирования всеобщего базового образования, а также среднего образования с целью повышения эффективности Обучения; усиление роли в этом деле местных общин и частного капитала; поддержание государственного финансирования высшей школы на существующем уровне; предоставление большей финансовой инициативы самим учебным заведениям, в том числе права вводить и регулировать плату за обучение. Центральная роль в школьной реформе отводится начальному образованию. Увеличение охвата детей начальным образованием предполагает, что большее число детей из бедных семей продолжит образование. Улучшение начального образования позволит создать систему профессионального обучения для бедных. В марте 1998 г. спонсоры одобрили эту программу, в частности, ВБ выделил для ее осуществления кредит в размере 65 млн. долл. США I 2001 г. программа осуществлялась более чем в половине районов страны.

       Государству отводится приоритетная роль в сокращении неравенства в сфере образования, определении стандартов и разработке мер 1ля улучшения начального образования. Повышается возможность 1олучения начального образования для всех детей, улучшение качества обучения на всех уровнях, налаживание сотрудничества с родителями, общинами, частным сектором.

     Правительство считает необходимым улучшить систему управления сферой образования путем делегирования ряда полномочий провинциям, районам, самим школам, а именно установление штата учителей, набор квалифицированных учителей для сельских школ; выплата заработной платы учителям и администрации; расходование бюджетных ассигнований на учебные материалы и школьные принадлежности. Рекомендуется создавать школьные попечительские советы, куда должны входить учителя, родители, представители местной власти. Министерство образования должно действовать через местные органы власти. Попечительские советы государственных школ, участвующих в эксперименте, могут разрабатывать собственные программы обучения. Контракты, заключенные между попечительскими советами, администрацией школы и правительством, должны разграничить задачи и ответственность. Правительство организует подготовку учителей и директоров школ, а также обеспечивает школы необходимой инфраструктурой, мебелью и оборудованием. Специальные фонды создаются для приобретения качественных учебников и методических материалов (справочники, карты, таблицы).

     В школьной реформе участвуют 40 государственных средних школ I ступени. В 2001-2002 гг. в этой сфере осуществлялись следующие меры: набор квалифицированных учителей с соблюдением приоритета сельских начальных школ; строительство новых школ и создание дополнительных классов; прямые ассигнования на приобретение основного оборудования и принадлежностей. Особые меры предусматривались для сокращения числа второгодников.

       Учреждения Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО, ПРООН, ФАО, ЮНФПА, ЮНИСЕФ, ЮНИДО и ВОЗ) совместно выделили 25 млн. долл. США для оказания помощи правительству Мадагаскара в разработке и осуществлении программы поддержки базового образования для всех детей. Эта пятилетняя программа (2000-2004) имеет девять компонентов, или субпрограмм: 1) образование в раннем детстве и в семье; 2) управленческая информационная система по вопросам образования для всех; 3) профессиональная подготовка инструкторов; 4) образование для женщин и девочек; 5) образование для групп населения, находящихся в неблагоприятном положении; 6) грамотность и образование для взрослых; 7) обучение взрослых, подростков и молодежи в сельских районах и городах основам профессионально-технических знаний; 8) создание собственного потенциала для подготовки и распространения базовых учебно-методических материалов; 9) подпрограмма по координации, руководству, контролю и оценке программ.

      Осуществляемые реформы не затрагивают саму структуру образования, она осталась прежней. Школьным образованием в стране ведает министерство начального и среднего образования.

        Ныне образование на Мадагаскаре имеет следующую структуру.

        Начальное образование в соответствии с действующей Конституцией является обязательным. В начальной школе обучаются дети в возрасте от 6 до 11 лет. По окончании 5-летнего курса выдается свидетельство об окончании начальной школы.

Таблица 29

Показатели развития начального образования

Год                   Количество школ,                   Число учащихся,

                                  тыс.                                                 млн.

1965                           3,0                                                   0,75

1975/76                      4,0                                                   1,10

1980/81                      10,0                                                 1,72

1995/96                       13,3                                                1,64

2000                            13,4                                                  …

        В 1996 г. в начальных школах работало более 44 тыс. учителей, в 2000 г. - 44,5 тыс. Учителей для начальных школ готовят педагогические училища, курс в них рассчитан на 2,5 года. Абитуриенты должны иметь свидетельство об окончании первой ступени средней школы.

        Среднее образование продолжается 7 лет и подразделяется на две ступени. Первая ступень рассчитана на четыре года. Обучение на этом этапе проводится в коллежах, где учатся дети от 11 до 15 лет. По окончании четырехлетнего курса ученики получают свидетельство об окончании первой ступени среднего образования. Вторая ступень рассчитана на три года обучения, которое проводится либо в технической школе, либо в лицее. После окончания лицея выпускники получают диплом бакалавра, дающий право поступления в университет. Обучение в технической средней школе имеет два цикла. После окончания первого цикла учащиеся получают свидетельство об окончании промышленного (торгового) курса. После окончания полного курса технической школы выдается диплом бакалавра с техническим образованием.

Таблица 30

Показатели развития среднего образования

Учебный             Количество                                       Число учащихся,
год                     учебных учреждений                                     тыс.
1975/76                    128 (в т.ч. 100 неполных)                     131,6
1982/83                     600                                                              400,0
1995/96                     700                                                               302,0
2000                          730                                                                334,2

       В 1995/96 учебном году неполную среднюю школу посещали 48% детей соответствующего возраста, полную — 13%, в ней работали 16,8 тыс. преподавателей.

     Учителей для средней школы первой ступени готовят в педагогических институтах. Курс обучения — два года. Для поступления необходимо сдать конкурсные экзамены при наличии диплома бакалавра для средней школы второй ступени учителей готовят институты при университетах. Поступить в них можно после конкурсных экзаменов срок обучения - пять лет. В заключение учебы студенты защищают диплом.

   Кроме государственных в стране существуют частные школы, хотя в 1978 г. предпринимались попытки законодательно их ликвидировать. Но, когда в 1990-1995 гг. было закрыто более 1000 государственных начальных школ, в образовавшуюся нишу хлынули частные предприниматели - было открыто около 500 частных школ. В 1993/94 учеб ном году 21% всех учеников соответствующего возраста посещали частные начальные школы (против 13% в 1984/ 85 г.), частные средние школы и колледжи - 43% (против 33% в 1987/88 г.). В 1996 г. наблюдался дальнейший рост числа частных школ. В Антананариву и этот период насчитывалось 105 государственных учебных заведений и 256 частных.

     Профессионально-техническое обучение ведется на базе начальной школы в течение 4 лет (низшая ступень) и на базе неполной среднем школы в течение 3 лет. В 1995-1996 гг. в системе профтехобразования было более 8 тыс. учащихся и более 1000 преподавателей.

       Все большее распространение получает профессиональное обучение и переподготовка взрослого населения. Большую помощь в этом оказывают различные международные организации. В 1993 г. была запущена специальная образовательная программа ЕС для государственных служащих среднего звена, а также для представителей частного сектора и неправительственных организаций. Были открыты также курсы в сфере туризма, здравоохранения, сельского хозяйства, рыболовства, общественных работ и местного управления.

      Высшее образование охватывает шесть университетов, институты, частные высшие учебные заведения. Академический учебный год продолжается с ноября по июль. Обучение производится на малагасийском и французском языках. В 1999 г. было создано Национальное ревизионное агентство для проверки состояния дел высших учебных заведений.

       Университетское образование имеет два уровня. На первом поступившие проходят двухгодичный многодисциплинарный курс. На втором уровне образование продолжается в течение трех лет. Медицинские науки изучаются в течение семи лет. Желающие могут продолжить обучение в магистратуре и докторантуре.

  Университеты пользуются админи-стративной и финансовой автономией. По декрету 1992 г., во главе университета стоит ректор, управляется университет административным и научным советами. Университеты Мадагаскара имеют международные связи и осуществляют совместные проекты с университетами и другими учебными центрами стран Африки, США, Франции и др.

      Старейшим и самым крупным вузом страны является Университет Антананариву, основанный в 1961 г. В 2000 г. в нем обучались около 13,5 тыс. студентов, работали более 600 преподавателей. В Университете имеются следующие факультеты: права, экономики, управления и социологии (с 1963 г.); естественных наук (с 1995 г.), на котором изучаются: математика, физика, химия, биология; филологии и гуманитарных наук (иностранные языки, малагасийский язык, философия, история, география); медицинский; Высшая школа агрономических наук; Высшая политехническая школа (с 1974г.); Высшая национальная школа (педагогический факультет). При Университете функционирует ряд научных центров и библиотека.

     Университет Анцерананы (Северный Мадагаскар) начинался с Университетского центра, открытого в 1976 г. В 1988 г. он стал университетом, а в 1992 г. получил автономию. В Университете Анцерананы в 2000 г. обучались более 800 студентов, работало около 100 пре-I подавателей. Имеются факультеты: естественных наук; филологии и гуманитарных наук; Высшая политехническая школа; Высшая педагогическая школа технического просвещения.

        Университет Фианаранцуа был открыт в 1988 г. В 2000 г. в нем обучалось свыше 1600 студентов, работало свыше 60 преподавателей, университете есть факультеты: права; естественных наук; Высшая педагогическая школа; Национальная школа информатики; Научно технический институт по охране окружающей среды.

       Университет Махадзанги получил свой статус в 1984 г. (с 1977  был университетским центром). В нем обучаются более 1,5 тыс. студентов, работают 80 преподавателей. Имеются факультеты: медицинский и естественных наук. При университете работает Научно-исследовательский и культурный центр.

      Университет Туамасины возник в 1977 г. как региональный университетский центр, современный статус получил в 1988 г. Более 3 тыс. студентов обучаются на факультетах: естественных наук; экономики и управления; филологии и гуманитарных наук; Высшая национальная школа таможенников (с 1997 г.); Виртуальный франкофонный университет (с 1999 г.), где обучают управлению и менеджменту через компьютерную сеть.

       Университет Тулиари открылся в 1977 г. как региональный университетский центр с факультетами филологии и естественных наук В 1988 г. получил автономию.

       Высшее образование можно получить также в следующих государственных учебных заведениях: Высших технологических институтах н Антананариву и Анцеранане; Национальном институте финансово бухгалтерских дисциплин и производственного менеджмента; Вые шей национальной школе электронно-вычислительной техники; Национальном институте связи и телекоммуникации; Национальном институте спорта; Национальной школе торгового мореходства (Махадзанга); Военной академии (Анцирабе).

       Помощь государственным учреждениям высшего образования оказывает Национальный центр телепросвещения Мадагаскара, Национальный центр обучения английскому языку.

      Кроме государственных в стране действуют частные вузы, многие из них при церковных миссиях. В министерстве высшего образования зарегистрировано (лицензировано) 14 частных высших учебных заведений, среди них: Высший институт коммерческих отношений и менеджмента; Высшая сельскохозяйственная школа; Католический институт Мадагаскара; Высшая технологическая школа; Высший политехнический институт и др.

       К началу 90-х годов высшее образование находилось в кризисе, качество образования было низким, исследовательские работы почти не велись. Большинство из 44 тыс. студентов (1992), получая стипендию, проходили курс несколько раз. Программы и методика преподавания устарели, не было системы оценки деятельности институтов, большая часть государственного финансирования не достигала цели.

      Высшее образование в стране было признано правительством и ВБ важным компонентом процесса создания человеческого ресурса, необходимого для экономического развития и избавления от бедности. Партнерство в этой области между правительством Мадагаскара, ВБ и другими спонсорами длится уже более десяти лет. За этот период реформирование системы высшего образования прошло несколько этапов.

      Первый этап, начавшийся в 1992 г., преследовал задачу оздоровления системы, улучшения качества образования, его диверсификации и модернизации, установления контактов с зарубежными институтами. На этом этапе началось сокращение числа студентов (до 18 тыс. в 1998 г.) за счет более тщательного отбора при поступлении и сокращения «вечных студентов».

      На втором этапе (1994-1996) начался пересмотр программ обучения, аттестация преподавательского состава. Одновременно при помощи доноров были приняты меры по улучшению управления институтами, сбору соответствующих статистических, финансовых и других данных. Были созданы два высших института науки и технологии, предлагающих ускоренный курс обучения, который отвечает нуждам промышленности. Одновременно правительство поддержало идею создания частных высших учебных заведений.

        На третьем этапе (1997-1998) происходила детальная разработка реформы и схемы ее финансирования. Спонсором выступила Япония, предоставив специальный грант. Для распоряжения этим грантом была учреждена правительственная структура, независимая от министерства высшего образования. Для решения основных проблем высшего образования был создан межинститутский рабочий орган, а также фонд частного высшего образования.

      На четвертом этапе (1999-2000) был основан фонд, который пополняется из зарубежных источников. Распоряжается им специальная структура, состоящая из представителей науки, промышленности, правительства. Фонд финансирует проекты, связанные с разработкой новых учебных программ, прикладными исследованиями, развитием самих учебных институтов. Для оценки эффективности работы фонда правительство и ВБ договорились о создании международной комиссии, состоящей из ученых шести стран: Франции, Германии, Италии, США, Великобритании и Маврикия. Основной целью фонда является вывод высшего образования в сферу практической деятельности и на уровень региональных и мировых стандартов.

Литература:

Образование. Мадагаскар: Справ. — М.: 2005. — стр. 215-223