КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Не умрет ее слава былая

-163-

Кларисс Рацифандрихаманана (1926–1987)  – известная писательница, автор стихов, сказок, пьес, инсценировок для радио и телевидения.
Я познакомилась с ней в сентябре 1973 года – Кларисс приехала на Конференцию афро-азиатских писателей в Алма-Ате. Затем вместе поехали на симпозиум поэзии в Ереван.
В следующий раз встретились на Мадагаскаре в 1977 году, когда меня пригласили на празднование 75-летия Малагасийской Академии. Каждое утро она приезжала за мной на машине на виллу посла (где меня любезно поселил тогдашний посол Александр Иванович Алексеев), чтобы везти на конференцию в Академию, а поздно вечером, после всех сабантуев, – отвозила обратно.

С  тех пор мы часто встречались, и в Москве, и в Антананариву. Знакомство переросло в тесную дружбу. Мне с ней было легко и интересно. Она резко выделялась своей харизмой. Красивая, веселая, эмоциональная. Общительная. Обладала каким-то магнетизмом – всегда в центре внимания, как на литературных собраниях, так и в гостях. Ее бархатные глаза смотрели кокетливо.
Поистине художественная натура. Импульсивная. Может быть, немного капризная, и  даже порой слегка своенравная. И  вместе с тем – такая добрая и открытая! Такая родная!
Я переводила ее стихи и рассказы на русский язык. Издательство “Прогресс” даже планировало издать сборник ее произведений, но… рукопись потеряли (!) в редакции.
Произведения Кларисс не утратили значения и переиздаются по сей день. Поистине сбылось ее пророчество:


И не умрет моя слава былая
С телом моим заодно.

-164-

Не умрет ее слава былая

    После обретения независимости (1960) в стихах многих малагасийских поэтов зазвучали радость и надежда на возрож-дение. Однако вскоре на смену эйфории пришло чувство разочарования, недовольства «зависимой независимостью». Появился протест против существующего режима. Все больше поэтов обращаются к гражданской лирике. Кларисс Рацифандрихаманана вместе с другими известными литераторами создали Ассоциацию революционных писателей и деятелей искусств Мадагаскара (FIMAMIRE)1. В их поэзии находили отражение проблемы современности. Это направление получило название «левой поэзии».
  Часто в поэзии Кларисс Рацифандрихамананы слышны гражданские мотивы. Она пишет о свободе, восхищается мужеством людей труда (“Не тяжкие созревшие колосья…”), призывает к строительству новой жизни (“Зов трубы”), выступает против расовой дискриминации, за солидарность со своими африканскими братьями (“Я – черная”).
    Но преобладает лирика. Ее стихи – глубоко личные. Посвящяются родным:

Знала я одно лишь лоно
Лоно матери моей.
...
Мой милый малыш,
Мой бодливый бычок.
...
Да, настоящего мужчину
Я выбрала в мужья себе!


    Любимым:


Ты – повелитель всех моих дум
Как я тебя люблю!
...

1 FIMAMIRE – Fikambanan’ny mpanoratra sy Artista Malagasy miasa ho an’ny Revolisiona.

-165-

Да, сердце остыло, но я ль виновата,
Что так горячо оно билось когда-то?
...
Не удержать тебя и не вернуть...

    Подругам:


Как я по ней тоскую,
Ушедшей в иные дали...1


   Ее перу принадлежат поэтические сборники “Колос” (“Salohy”, 1970), “Бессонница” (“Aritory”, 1977), “Всплески волн” (“Pitik’onja”, 1994); несколько неопубликованных – в том числе двухтомник “Отражение” (“Taratra”, написан в 1978-м).
  В отличие от поэзии, которая всегда отличалась на Мадагаскаре богатством поэтических форм и широтой тематики, прозе в эти годы свойственна некоторая приземленность и банальность. Сотни рассказов и повестей – заурядные истории, своего рода нравоучительные фельетоны на семейные и любовные темы.

    Роман был редким явлением. Социально-экономические условия не способствовали появлению крупных произведений. Рынок наводнили т. н. «грошовые романы», которые печатались как приложения к газетам.
   Обеспокоенные сложившимся положением, Министерство образования и культуры, Малагасийская Академия, а также многочисленные культурные ассоциации стали организовывать литературные конкурсы, учреждать поощрительные премии за лучшие сочинения. Это давало возможность публикации.
  Произведения Кларисс Рацифандрихамананы многократно номинировались на различные премии. В 1960 году – премия муниципалитета г. Антананариву за поэтический “Сборник стихов” (“Amboara”). В 1964-м – лауреат литературной премии Акбарали Даудбай за роман “Лето” (“Fahavaratra”), в 1966-м – первая премия Ассоциации журналистов Мадагаскара за роман “Головокружение” (“Tamberintany”). В 1970

1 Из современной малагасийской поэзии. Сборник / Пер. с малагас.; Составл. и предисл. А.Ткачева. – М.: Радуга, 1983. – С. 163–198.

-166-

году отмечена почетной премией Профсоюза малагасийских преподавателей за роман-двухтомник “Мой ребенок” (“Ny zanako”), в 1973-м – первой премией Демократических организаций Мадагаскара за сборник рассказов “Отдушина” (“Lavakombarika”). В 1979-м Министерство культуры вручило ей приз за роман “Возрожденная земля” (“Tany vao”) и первую премию – за сборник пьес “Путешествие в сказку” (“Velanangano”, написан в 1967-м, опубликован в 1980-м).
    Родилась Кларисс Гортензия Равауарисуа Рацифандрихаманана, урожденная Андриамампандри, 5 декабря 1926 года в г. Фенуариву Ацинанана, в провинции Туамасина, в семье врача. Училась в начальной школе протестантской миссии в городке Андзиру, потом – в городской школе Фенуариву Ацинанана.
    Затем семья переехала в Антананариву, где Кларисс получила среднее образование в элитном женском пансионе Аварадрува (1940–1943). А в 1944-м окончила Педагогическое училище Амбавахадимитафу (L’Ecole Normale Ambavahadimitafo) – получила учительский диплом (Certificat d’Aptitude d’Enseignement), в 1953-м – диплом машинистки-стенографистки и в 1964-м – диплом юриста (Capacite  en Droit).
   В 1968–1973 годах преподавала малагасийский язык в Коллеже Расаламы (College Rasalama).
    Еще в школе Кларисс увлеклась поэзией, любовь к которой привил ей школьный учитель Жан Наривуни (Jean Narivony, 1898–1980), ставший впоследствии известным поэтом. Печататься начала в 1950-м.

  Кларисс Рацифандрихаманану можно назвать автором семейно-бытового и психологического романа. Романы ее пользовались огромным успехом. В них затрагиваются злободневные проблемы современной жизни. Романы “Лето” (написан в 1948-м, опубликован в 1969-м) и “Головокружение” (написан в 1966-м, опубликован в 1972-м и в 1999-м) – о взаимоотношениях отцов и детей, об отживающих обычаях и традициях, о новых веяниях в современной жизни. В романе “Мой ребенок” (1969) она выступает за эмансипацию женщин, против лицемерия и ханжеской морали. Рассказы “Отдушина” (1974, 1999) – живые картинки бытовых сцен,

-167-

уклада жизни и нравов жителей небольшого провинциального городка с их маленькими радостями и трагедиями обыденной жизни. Язык ее произведений прост и выразителен.
     У нее было восемь детей. Но она успевала все. Литературную деятельность совмещала с общественно-политической: была муниципальным советником провинции Антананариву (1951–1954), членом АКФМ (Партия Конгресса за независимость Мадагаскара), Комитета солидарности Мадагаскара (Fifanampiana Malagasy)...
   Она – член различных национальных и международных литературных объединений: Союза поэтов и писателей Мадагаскара (UPEM), Союза поэтов и писателей Азии и Африки1, Комитета малагасийских писателей за развитие литератур Азии и Африки2. В 1975 году ее избирают членом Малагасий-ской Академии. Награждена тремя степенями Национального ордена Мадагаскара (1977, 1982, 1987).

    Неоднократно бывала в Советском Союзе. Принимала участие в торжествах по случаю празднования 150-летия Пушкина в Ленинграде (1971). Как председатель Комитета по связям с писателями Азии и Африки участвовала во встречах писателей: на V конференции афро-азиатских писателей в Алма-Ате и симпозиуме поэзии в Ереване (1973). По приглашению Союза советских писателей была в доме творчества в Грузии (1980) и в Узбекистане (1984), а то и просто приезжала навестить свою дочь Лилю, которая училась в Ленинграде.
    Ее стихи и рассказы публиковались на русском языке в журналах “Иностранная литература”, “Огонек” и других, в альманахах и сборниках произведений писателей Африки3.

1 Union des Poètes et Écrivains Afro-Asiatiques.

2 Komitin’ny Mpanoratra Malagasy ho amin’ny Fampivoarana ny Literatiora Afro-Asiatika.

3 Дневная звезда. Восточный альманах. Вып. 2. – М.: Худ. лит -ра, 1974; Огонек. – М., 1975. – № 34; Иностранная литература. – М., 1977. – № 4; Избранные произведения писателей Южной Африки. – М.: Прогресс, 1978, – М.: Радуга 1983; Гимн справедливости. – Лит. газ., 27 мая 1981; Из современной малагасийской поэзии. – М.: Радуга, 1983; Избранные произведения поэтов Африки. –
М.: Радуга, 1983; В таинственной стране Мадагаскар. Год 2006. – М.: КДУ, 2007; Азия и Африка сегодня. – М., 2007. – № 4.