КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Начало евангелической деятельности Л.М.Ц. (Карташова Л.А.)

-78-

Начало евангелической деятельности Л.Ц.М.

    Лютеранская церковь Мадагаскара (ЛЦМ) ― одна из крупнейших протестантских церковных организаций страны. Протестанты первыми начали активную деятельность на Мадагаскаре. Королева Ранавалуна II и премьер-министр Райнилайаривуни приняли креще­ние, и протестантизм был объявлен государственной религией. При­верженцами протестантизма на Мадагаскаре являются более полови­ны христиан. Из них более трети ― лютеране.

     Первыми лютеранскими проповедниками были миссионеры Нор­вежского общества1. Миссионеры Й. Энг, М. Борген и Н. Нильсен2 в 1867 г. приступили к прозелитической деятельности в центре острова в районе Бетафу (22 км к с.-з. от Анцирабе) и на юге ― в районе Бетиуки и Фор-Дофена (ныне ― Тауланару).

 

       Первая лютеранская миссия основана Й. Энгом и М. Боргеном в деревне Амбухициманува, близ Бетафу (1867), вторая ― Т. Русомом3 в Анцирабе (1869) и третья ― Й. Нюгардом4 и Т. Русомом в Лухарану  (1870). Первый малагасиец, принявший крещение по лютеранскому обряду и ставший первым

-79-

лютеранским пастором, был потомком ко­ролей (zanakandriana) в Бетафу.

      В 1869 г. в деревушке Масинандрайна (7 км от Бетафу, 14 км ― от Анцирабе) построена первая лютеранская церковь. В 1875 г. Т. Русом и Й. Энг построили Лютеранский храм (Le Temple Luthérien) в Антана­нариву, в квартале Амбатувинаки. Т. Русом оставался на Мадагаскаре до 1907 г.

      Несколько позже, в 1869-1870 гг., прибы ли еще несколько миссио­неров, в том числе Л. Дэл и К. Боркгревинк5.

     Л. Дэл ― один из основателей Норвежского миссионерского обще­ства на Мадагаскаре. Прожил там около двадцати лет. Был супер­интендантом Лютеранской Норвежской Миссии. Одна из площадей в Антананариву до сих пор носит его имя.

     Пастор и доктор К. Боркгревинк ― компаньон Л. Дэла и Т. Русома. Он основал церковные приходы в Антананариву (в кварталах Ампасандратарахуби и Амбатувинаки), лютеранскую клинику в Аналакели, пре­подавал (до 1876 г.) в созданном им Медицинском колледже (Collège médical). В 1871 г. открыл госпиталь в Бетафу. Был врачом и санитаром для своих подопечных, не знавших ни мыла, ни бинтов и лекарств. К. Боркгревинк заменил Л. Дэла на посту супер-интенданта лютеран­ской миссии, когда тот вернулся на родину. В 1900 г. награжден Орде­ном Почетного Легиона. Возвратился в Норвегию лишь в 1912 г.

        Еще одна группа, десять молодых людей, прибыли на западный берег острова в 1874 г. Четверо обосновались на западе страны, другие ― в центре острова. Среди них ― известные миссионеры Л. Виг, А. Вален и К. Линдё6.

     Л. Виг начал свою деятельность в 1875 г. в Масинандрайна. Основал там еще одну миссию. Коллеги отмечают, что он был верным другом, ревностным пастором, строгим

-80-

и непримиримым в во­просах, касающихся миссионерской деятельности и христианских цен­ностей. Скрупулезно изучал нравы и обычаи местных народностей, но нетерпимо относился к коррупции, которая царила в те времена в мала­гасийском обществе. Как и многие миссионеры, Л. Виг пустил корни на земле Великого острова и очень сожалел, что по состоянию здоровья вынужден его покинуть, прожив там 23 года.

      А. Вален начал служение на западе о-ва. В 1878-м стал пастором в Фианаранцуа. C энтузиазмом и без устали создавал общины, строил церкви и школы в Фианаранцуа и близлежащих деревнях. Пользовался большим авторитетом у прихожан. По состоянию здоровья в 1885 г. вынужден был уехать на родину. Но в 1890-м вернулся. С 1890-го по 1893 г. возглавлял педучилище в Масинандрайна, создал там Школу пасторов. В 1893-м основал Теологическую семинарию в Ивури (Фианаранцуа) и оставался там до окончательного возвращения в Норвегию (1894).

       В 1887 г. к норвежским миссионерам присоединились проповедники двух американских церквей: "Лютеранской церкви Америки" (Lutheran Church of America) и "Объединённой норвежской церкви Америки" (United Norwegian Lutheran Church of America).

      Лютеранская церковь Мадагаскара по своему вероучению и культу близка Норвежской лютеранской церкви. Декларируется признание не­зыблемости авторитета Священного Писания. Основной тезис ― «спасе­ние только верой», даруемой человеку непосредственно Богом, без по­средничества церкви; отсюда лютеранский пастор это не "посредник" между Богом и верующими, а лишь "толкователь" Священного писания. К числу таинств относятся крещение и причастие. Именно желание отка­заться от посредника побуждало многих жителей Мадагаскара обратить­ся в лютеранство. За 10 лет число миссий выросло до 47.

  Главная цель миссионеров ― евангелизация. Но среди первого по­коления проповедников было много честных, самоотверженных лю­дей, которые стремились нести местному населению просвещение. С самого начала параллельно с проповедью Евангелия

-81-

они обучали детей грамоте, создавали церковно-приходские школы.

      Первая школа открыта в Бетафу в 1867 г. В Антананариву первый колледж появился в 1869-м, а в 1871-м ― Люте­ранский теологический колледж (Kolejy Pastoraly Loterana). С 1871 по 1885 г. там функционировала также школа пасторов. Педагогическое училище (École normale d'instituteur) открылось в 1878 г. в Масинандрайна, затем в 1880-м ― в Фианаранцуа. Училища готовили учителей начальной школы. По окончании наиболее способные поступали в духовное училище, затем в семинарию.

     Подготовка местных кадров имела как практическую цель (ведь за­частую священники вынуждены были совмещать должности пастора и учителя в течение многих лет), так и психологическую (малагасийцам проще было принять христианскую веру из рук своих соплеменников ― она не казалась тогда навязанной извне).

      Уровень образования был довольно высок, и после окончания вос­питанники могли работать переводчиками, учителями, пасторами.

  Рост грамотности способствовал организации издательского дела. Первая Типография норвежской миссии (Trano Printy Fiangonana Loterana Malagasy, TPFLM)7 оборудована С. Йоргенсеном в 1877 г. в Андафиациму в Антананариву. В 1893-1897 гг. ему на смену пришел  М. Лёнё8. Началось издание книг. В первую очередь, конечно, религи­озной литературы (жития святых, катехизис, сборники молитв и т.п.). Но естественно, христианские миссии обеспечивали потребности в элементарных школьных учебниках и пособиях, переводили и издава­ли общеобразовательную литературу.

    Первыми печатными изданиями Норвежского миссионерского общества были газеты "Друг молодежи" ("Ny Sakaizan' ny Tanora", 1880) и "Вестник" ("Ny Mpamangy", 1882).

      С распространением христианства связано и зарождение малага­сийской художественной литературы. Первыми образцами поэзии стали религиозные гимны (Fihirana). Миссионеры обратили внима­ние на музыкальность малагасийцев и избрали для своих проповедей простую, напевную форму гимнов. Много гимнов

-82-

написали Л. Дэл и А. Вален. Первый сборник гимнов лютеране выпустили в 1874 г., а в 1875 г. вышло новое, переработанное издание9.

    Лютеранские миссионеры уделяли большое внимание не только ду­ховному воспитанию и образованию, но заботилось и о физическом здоровье паствы. Чаще всего прибывшие на остров норвежские мис­сионеры были проповедниками и врачами в одном лице. Помимо церковно-приходских строили школы для инвалидов, для слепых, для глу­хих детей, медицинские колледжи. В 1884 г. д-р К. Боркгревинк открыл в Антананариву школу медсестер. В Медицинском колледже Аналакели получили образование восемь первых малагасийских докторов.

     К. Боркгревинк вместе с Т. Русомом открыли лечебные свойства теп­лых источников в Анцирабе. После того, как они в 1878 г. вылечили от ревматизма одного из сыновей премьер-министра Райнилайаривуни, была построена водолечебница (trano fandroana), где стала лечиться королева Ранавалуна II.

    Лютеранская миссия создала много медицинских центров в разных концах острова: новые больницы, зубоврачебные кабинеты. Впервые стали лечить прокаженных, делать операции катаракты. В 1893 г. по­строен госпиталь Андранумадиу, в 1894-м ― еще один большой госпи­таль в Анцирабе.

 

      Норвежские миссионеры изучали традиции, языки местных народностей, составляли словари и грамматики. Много статей по лингвистике малагасийского языка опубликовал Л. Дэл в "Antanana­rivo annual" в 1876-1888 гг. В 1873-1887 гг. он возглавлял Комиссию по пересмотру перевода Библии на малагасийский язык.

    Так же как и миссионеры других конфессий, они собирали и издавали образцы народного творчества: Л. Дэл опубликовал двухтомник "Мадага­скар и его обычаи", "Малагасийский

-83-

фольклор", собрал сборник "Сказки предков", включающий также 300 пословиц, 100 загадок, представив та­ким образом образцы устной литературы до прихода европейцев10.

    Л. Виг проводил многолетние исследования религиозных воззрений малагасийцев, серьезно изучал язычество и колдовство местных народ­ностей. Плодом его трудов, среди прочего, стали книги: "Волшебство: образцы малагасийской магии", "Верования и нравы малагасийцев"11. Большой творческой удачей было издание "Религиозных воззрений древних малагасийцев" (1902), написано первоначально на норвежском языке, а затем переведено на немецкий и на французский12. Этот сбор­ник и сегодня считается фундаментальным исследованием.

     Многие норвежские миссионеры были удостоены звания академи­ков созданной в 1902 г. Мальгашской Академии Наук (Л. Виг, Л. Дэл, Т. Русом и др.).

      Научно-просветительская деятельность и практические дела мис­сионеров до сей поры приносят плоды. Лютеранская церковь Мадага­скара, по признанию Всемирной Лютеранской Федерации, является третьей по величине церковью на Мадагаскаре и одной из самых бы­строрастущих лютеранских церквей. Имеет отделение во Франции и на Реюньоне. К 2007 г. число ее прихожан выросло до 3 млн13.

-84-

      Успех Лютеранской церкви Мадагаскара объясняют, в частности, возрождением движения "Пробуждение" (Fifohazana). Большинство из нынешних лютеранских руководителей являются его членами.

     Основателем движения "Пробуждение" был Райнисуаламбу14. Он был традиционным народным целителем при дворе принцев бецилеу15. Одна­ко  с завистью смотрел на малагасийцев, которые стали пасторами и учи­телями, одевались по-европейски, получали хорошую зарплату. И Райнисуаламбу принял крещение, поступил в приходскую школу.

    Проучившись 6 месяцев, был назначен катехистом, но без денежного со­держания ... К тому же заболел оспой... В отчаянии он воззвал к Богу.

      В ту же ночь, по его свидетельству, к нему во сне явился Иисус Христос, весь в белом, и убеждал его избавиться от атрибутов колдовства. На следующее же утро, на заре 15 октября 1894 г., Райнисуаламбу выбросил свои корзины с амулетами, омыл тело, привел в порядок дом и двор. И … тотчас выздоровел16.

  Райнисуаламбу стал ревностным проповедником. Призывал отка­заться от языческих традиций и обратиться к Иисусу Христу. В стране в те времена было много больных (оспа, сыпь, лихорадка...). Начал он с того, что приходил к больному, клал на него руки, молился. И тот выздоравливал.

   Для своей проповеднической деятельности Райнисуаламбу пользо­вался, в частности, "Малым катехизисом" Мартина

-85-

Лютера. 9 июня 1895 г. он собрал у себя 12 своих адептов18, и они приняли свод правил жизни и поведения: учиться грамоте, мыть дом, чистить дворы, разво­дить огороды (чтобы кормить семью). Традиционные обряды (захоро­нение, омовение и т.п.) совершать, не забивая быков (чтобы не разорять семью). Собрание закончилось чтением Библии и молитвой. Так воз­никло движение "Пробуждение". Его приверженцы, "Ученики Господа" (Mpianatry ny Tompo), обращали в свою веру соседей и родственников. К концу октября 1895 г. миссионер Т. Ульсен19 писал: «... Около 2 де­сятков язычников, попросили их крестить»20.

   В 1902 г. центр "Пробуждения" переместился в Суатанана2, ― под эгиду лютеранской церкви. Все жители Суатананы


-86-

были "Детьми Про­буждения" (Zanaky ny Fifohazana), строго соблюдали заветы: мыли ноги посетителям центра, одевались в белое (символ чистоты), подчинялись строгой дисциплине, практиковали лечение накладыванием рук.

     Движение быстро распространилось по всему острову. Число об­ращенных неуклонно росло. В 1904 г. Райнисуаламбу умер. В соответ­ствии с правилами Движения его похоронили в Суатанане. (Правила Движения предписывали хоронить человека там, где он умер, а не по малагасийскому обычаю: если кто-то умирал на чужбине, долг семьи – перевезти его останки в родную деревню и перезахоронить в фамильном склепе).Сегодня Суатанана ― крупнейший центр ежегодного паломничества.

1 Det Norske Misjonsselskaps (NMS).

2 Engh John (1833-1900); Borgen Martinius (1834-1915); Nilsen Nil (1834-1923).

3 Rosaas Thorkild G. (1841-1913).

4 Nygaard Jørgen (1840-1893).

5 Dahle Lars Nilsen (1843-1925); Borchgrevink Christian (1841-1919).

6 Vig Lars Larsen (1845-1913); Valen Arne (1844-1906); Lindø Knud (1844-1919).

7 Jørgensen E. (1827-1905 ); Lønø Mons (1866-1917).

8 Fihirana. Ny tontaina voalohany. ― Antananarivo: Norwegian Missionary Society, 1874; Fihirana. Natonta Fanindroany, Sady nampiana. ― Antananarivo: Norwegian Missionary Society, 1875.

9 Dahle L.N. Madagaskar og dets Beboere (Madagascar et ses habitants). 2 vols. ― Christiania: Jakob Dybawds Forlag, 1878; Idem. Specimens of Malagasy Folk-Lore. ― Antananarivo: A. Kingdon, 1877; Idem. Anganon'ny Ntaolo. Tantara mampiseho ny fomban-drazana sy ny finoana sasany nananany. ― Antananarivo: Imprimerie FFMA, 1908.

10 Vig L. Charmes: spécimens de magie malgache / Trad. norv. et éd. par O. Chr. Dahl. ― Oslo: Universitetforlaget, 1969; Idem. Croyances et moeurs des Malgaches. ― Antananarivo: Imprimerie Luthérienne, 1977.

11 Vig L. Om Madagassernes religiøse Forestillinger // Nordisk Missions-Tidsskrift. ― IV. ― Copenhague, 1893; Les conceptions religieuses des anciens Malgaches / traduit de l'allemand par Bruno Hübsch. ― Tananarive: Impr. Catholique, 1973. То же: ― Paris: Karthala, 2001; То же ― на малагасийском: Ny Fireham-pinoan'ny Ntaolo Malagasy. ― Antananarivo: Éd. Ambozontany, 2001.

12 http://en.wikipedia.oig/wiki/Malagasy_Lutheran_Church

13 Rainisoalambo (≈1830-1904).

14 Королевство Исандра было когда-то самым известным из пяти королевств народности бецилеу.

15 См. подробнее: Rabehatonina J. Tantaran'ny Fifohazana eto Madagasikara (1894-1990). ― Imarivolanitra: Trano Printy FJKM, 1991; DuBourdieu L.J. Le rôle du piétisme norvégien dans l'élaboration d'un christianisme autochtone en milieu rural betsileo à la fin du XIXe siècle: le cas du réveil de Rainisoalambo // Cahiers des Sciences Humaines, Office de la recherche scientifique et technique outre-mer. ― Bondy, 1996; Thunem A. Ny Fifohazana eto Madagasikara. ― Antananarivo: Imprimerie de la Mission norvégienne, 1934.

16 "Luther's Small Catechism", переведен на малагасийский М. Боргеном.

17 Первыми двенадцатью обращенными были: Rajeremia, Rainitiaray, Razanabelo, Ramongo, Rasoarimanga, Ratahina, Reniestera, Ralohotsy, Rasamy, Ramanjatoela, Razanamanga, Rasoambola.

18 Olsen Theodor (1866-1896), миссионер лютеранской миссии в Суатананана с 1891 г.

19 Цит. По: B.Raminisoa. Rainisoalambo d’environ 1830 à 1904 // Dictionnaire Biographique des Chrétiens d’Afrique. ― New Haven, CT: Overseas Study Center, 2008.

20 Soatanana («красивая деревня»), недалеко от Фианаранцуа, где К. Линдё в 1877 г. основал норвежскую миссионерскую станцию.