КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Политика

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

(Государственный строй и административное деление, судебная система, вооруженные силы, политические партии, общественные организации)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

 

          Конституционные изменения. Первая Конституция Мадагаскара была принята после того, как в 1958 г. страна добилась статуса самоуправляющейся (автономной) республики в составе Французского сообщества. Конституция 1959 г. была создана по образцу Конституции Франции 1958 г. После достижения политической независимости основной закон 1959 г. был приведен в соответствие с новым положением государства путем внесения соответствующих поправок (28 июня 1960 и 6 июня 1962 г.). В соответствии с первой Конституцией государство получило название Мадагаскарская Республика

    Конституция 1959 г. провозглашала ряд демократических прав и свобод: всеобщее равенство в правах и обязанностях независимо от происхождения, расовой принадлежности и вероисповедания, свободу и независимость личности, право на политическую деятельность и объединение в политические организации и профсоюзы, на забастовки, а также свободу совести, печати, собраний и т.п. Она запрещала эксплуатацию человека человеком, содержала положения, направленные против расовой и национальной дискриминации, а также об африканском единстве, о необходимости сотрудничества и союза африканских государств на основе взаимного уважения их суверенитета. Конституция гарантировала свободу частного предпринимательства, сохранность частной собственности. По Конституции глава государства (президент) одновременно являлся главой правительства; он наделялся широкими полномочиями, фактически ему принадлежала вся полнота законодательной и исполнительной власти.

          Вторая Конституция была принята в декабре 1975 г. В соответствии с ней государство стало называться Демократическая Республика Мадагаскар (ДРМ). В основу Конституции 1975 г. легла Хартия малагасийской социалистической революции. Главной целью основной закон провозглашал построение государства нового типа, выражающего интересы широких масс населения. Конституция устанавливала общественную собственность на основные средства производства. Особую роль в создании нового общества малагасийские руководители отводили фукунулуне. Конституция определяла фукунулуну как «социалистическую и демократическую общину». Эта идея легла в основу организации местных органов власти. Выделялись четыре вида децентрализованных коллективов, каждый из которых соответствовал определенному территориальному уровню со своими органами власти. Возглавили государство президент, избирающийся на 7 лет, Верховный революционный совет, назначающийся президентом, Национальное народное собрание, которое избирается на 5 лет.

        На национальном референдуме, состоявшемся 19 августа 1992 г., была одобрена новая Конституция Мадагаскара, которая вступила в действие 12 сентября. Государство получило название Республика Мадагаскар. Девиз Второй республики «Родина-революция-свобода» был заменен на лозунг  «Родина-свобода-справедливость». Конституция Третьей республики предусматривает разделение власти на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную), многопартийную политическую систему, защиту прав человека. Срок президентства сокращен до 5 лет. Парламент стал двухпалатным — Сенат и Национальное собрание. Количество депутатов Национального собрания увеличивалось со 138 до 150, а срок их деятельности сокращен с 5 до 4 лет. Но самое главное, Конституция 1992 г. отказывалась от положений Хартии малагасийской социалистической революции. Поправки (сентябрь 1995 и март 1998 г.) внесли много изменений в основной закон, превратив унитарное государство в федеральное с шестью автономными провинциями и сильным президентским режимом. Девизом его стало «Родина-свобода-прогресс».

        Государственная идеология Республики Мадагаскар выражается лозунгом «Гуманизм и экология». В преамбуле Конституции он подкрепляется декларацией о том, что «все ресурсы природы должны использоваться рационально и справедливо на благо человека», а в ст. 39 охрана окружающей среды вменяется в обязанность как каждого гражданина в отдельности, так и государства в целом.

       В преамбуле Конституции декларируется также решимость мальгашского народа сохранять и развивать завоевания плюралистического общества, преумножать богатство и разнообразие своего этнодуховного и социокультурного наследия, а также недр, растительного и животного мира на благо будущим поколениям. Провозглашается приверженность страны, осознающей свое геополитическое положение в регионе  и стремящейся к согласованным действиям с другими государствами, положениям Международной хартии прав человека, Африканской хартии прав человека и народов, Конвенциям по правам женщин и детей.

        Конституция декларирует стремление к созданию правового государства, «в котором народ и власть подчиняются одним и тем же правовым нормам под контролем независимой юстиции». Политические права граждан предусматривают свободу слова, печати, собраний, политических объединений, вероисповедания, получение информации (ст. 10, 11, 14, 15). В числе личных свобод граждан — свобода передвижения (право на эмиграцию и возвращение), неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, защита правосудия (ст. 12, 13). В разделе «Социально-экономические и культурные права» закрепляется право граждан на труд, образование, охрану здоровья и семьи; за каждым трудящимся признается право на защиту своих интересов через профсоюзы, на забастовки. Гарантируется защита личного имущества, свобода предпринимательства, безопасность капиталов и инвестиций. К числу основных обязанностей граждан отнесены уважение Конституции и соблюдение законов, служба в армии. Обязанность трудиться также рассматривается как конституционный долг гражданина. В обязанности гражданина входит бережное отношение к окружающей среде.

       Флаг Мадагаскара — трехцветное прямоугольное полотнище. Полосы расположены следующим образом: белая, вертикальная, идет параллельно древку, две горизонтальные: сверху красная, под ней — зеленая. Государственный язык — малагасийский.

    Высшие органы государственной власти и управления. Конституция 1992 г. определяет структуру государственной власти, констатирует, что исполнительная власть осуществляется президентом и правительством (гл. III).

   Президент является гарантом национальной независимости и территориальной целостности государства (гл. IV, ст. 44), избирается прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет, может переизбираться только один раз. Кандидат на пост президента должен быть гражданином Мадагаскара, пользоваться всеми гражданскими и политическими правами и к моменту избрания достичь 40 лет. Если пост президента по какой-либо причине становится вакантным, его функции выполняет председатель Сената.

      Президент назначает премьер-министра, а по предложению последнего — членов правительства, председательствует на заседаниях совета министров, подписывает постановления и декреты, принятые кабинетом. Президент является главнокомандующим вооруженными силами в этом качестве он председательствует на Высшем совете национальной обороны (ст. 55). Он осуществляет руководство внешнеполитическими отношениями: назначает и отзывает послов и посланников принимает верительные и отзывные грамоты от представителей иностранных государств и международных организаций, ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их (ст. 56).

       Президент назначает на высшие государственные должности, перечень которых установлен законом, может передать эти полномочия премьер-министру; в случае необходимости он берет на себя контроль над органами по контролю за администрацией. Он утверждает законы через две недели после их принятия Национальным собранием. Эта дата может быть сокращена до 5 дней, если возникает такая необходимость. До истечения этого срока президент может потребовать от Национального собрания нового обсуждения закона и его статей.

       Президент может объявить чрезвычайное или военное положение для защиты республики, поддержания общественного порядка и безопасности государства или в случае чрезвычайных обстоятельств (ст. 59).

     Поправки к Конституции, одобренные на референдумах 1995 и 1998 г., стали еще одним шагом к закреплению президентского типа государственного устройства Мадагаскара. Это выразилось, в частности, в усложнении процедуры импичмента. Из Конституции фактически изъято понятие «окончательного импичмента» президента и усилено положение о «временном импичменте», который может быть объявлен на срок до 6 месяцев Высшим конституционным судом по требованию парламента и только из-за физической или умственной неспособности президента выполнять свои обязанности, что на практике может быть применено в весьма ограниченных случаях. «Окончательный импичмент» может быть объявлен по причине государственной измены или грубых и постоянных нарушений президентом действующей Конституции.

        Законодательная власть принадлежит парламенту. По Конституции 1992 г. парламент Республики Мадагаскар состоит из Национального собрания (нижняя палата) и Сената (верхняя палата). Национальное собрание (НС) в своем нынешнем виде существует с 1993 г. Последние выборы в него прошли в декабре 2002 г., первые выборы в Сенат — марте 2001 г.

        Депутаты Национального собрания (160 человек) избираются на 5 лет всеобщим прямым голосованием, сессии созываются дважды в год. Первая сессия начинается в первый вторник мая, вторая (бюджетная)   — в последний вторник сентября. Продолжительность каждой сессии не может быть меньше 60 и не должна превышать 90 дней. По инициативе президента либо абсолютного большинства депутатом Национальное собрание может созывать чрезвычайные сессии, которые не могут длиться более 12 дней.

      Депутаты НС, как и премьер-министр обладают правом законодательной инициативы, а также Инициативы пересмотра Конституции Мадагаскара. Чтобы принять к рассмотрению поправки к основному закону, необходимо согласие абсолютного большинства членов парламента, а приняты они могут быть 3/4 лишь    голосов.

      Механизм воздействия законодательного органа власти на исполнительный включает голосование о доверии или недоверии правительству. Вопрос о доверии правительству может поставить премьер-министр, а голосование по нему должно быть проведено в течение 48 часов после внесения в парламент. Если за вотум недоверия голосует абсолютное большинство, правительство должно подать в отставку. Вопрос о недоверии правительству могут поставить депутаты. Для вынесения вотума недоверия правительству необходима поддержка половины членов Национального собрания. Вотум недоверия считается принятым, если за него проголосовали 2/3 членов парламента. В этом случае правительство также подает в отставку.

       Что касается усложнения процедуры вынесения импичмента президенту страны, то если раньше для принятия резолюции об импичменте было необходимо 2/3 голосов членов НС, то теперь для этого требуется 2/3 голосов членов каждой из палат парламента. Президент в свою очередь, может распустить Национальное собрание сам « по веской причине» или по предложению Совета министров.

       Руководящие и рабочие органы Национального собрания - постоянное бюро и комиссии. В постоянное бюро входят председатель Национального собрания, 12 вице-председателей, два квестора. При Национальном собрании действуют 12 постоянных комиссий: по социальным делам; по юридическим делам; по иностранным делам и международным отношениям; по образованию и культурным вопросам; по внутренним делам и территориальной администрации; по промышленности, ремеслам, торговле, горному делу и энергетике; по сельскохозяйственному развитию; по национальной обороне и безопасности; по окружающей среде, водам, лесам, туризму; по инфраструктуре и связи; по финансам; по вопросам госслужбы.

     Сенат рассматривает все законопроекты, обсуждаемые Национальным собранием, консультирует Правительство по экономическим и социальным вопросам, а также по вопросам территориальной организации. Его сессии проходят одновременно с сессиями Национального собрания. Число сенаторов составляет 90 человек. 60 сенаторов избираются коллегией выборщиков от территориальных объединений, остальные 30 назначаются президентом. Срок действия мандата — 4 гола.

      Исполнительная власть — правительство Мадагаскара формируется президентом: премьер-министр — декретом по предложению Национального собрания, министры — по предложению премьер-министра. Правительство ответственно перед Национальным собранием. Функции членов правительства несовместимы с любой другой деятельностью: представительской, выборной, профессиональной.

      Поправки к Конституции 1995 и 1998 гг. ограничивают полномочия премьер-министра проведением президентской политики. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и ответствен за координацию деятельности министерств; обладает законодательной инициативой; обеспечивает выполнение законов; наблюдает за исполнением решений суда; контролирует администрацию и обеспечивает эффективное функционирование общественных служб, управление финансами; обеспечивает безопасность и соблюдение основных прав и свобод, для чего располагает полицией, силами безопасности и армией.

        В правительство, сформированное в январе 2003 г., входят: премьер-министр; его заместитель, курирующий экономические программы, общественные работы и благоустройство территорий; министры: обороны; юстиции; внутренних дел; национальной безопасности; экономики, бюджета и финансов; торговли, индустриализации, ремесел и частного сектора; децентрализации и развития автономных провинции; земледелия, животноводства и рыболовства; шахт и энергетики; туризма; охраны окружающей среды, водных и лесных ресурсов; государственной службы; связи, почт и телекоммуникаций; начального и среднего образования; высшего образования и научных исследований; населения; труда и социального законодательства; здравоохранения; по делам молодежи и спорта.

Административно-территориальное деление

и местное самоуправление.

       До 1975 г. на Мадагаскаре сохранялась колониальная административно-территориальная структура: сельские и городские коммуны, округа, кантоны, субпрефектуры, префектуры и провинции.

        В 1975 г. в соответствии с Конституцией и ордонансами была  введена новая административно-территориальная структура, в основу  которой было положено деление страны на фукунтани (на уровне  деревни или городского квартала), фирайсампукунтани (объединение  нескольких фукунтани на уровне субпрефектуры) фивундрунампукунтани (объединение нескольких фирайсампукунтани на уровне префектуры); фивундрнампукунтани в свою очередь, объединяются в  фаритани (на уровне провинций).    

         В настоящее время в стране действует следующая административно-территориальная структура: шесть провинций — Антананариву (29 % населения страны), Анцеранана (7,8%), Фианаранцуа (21,7%), Махадзанга (1 1,1 %), Туамасина (15,8%), Тулиари (14,6%). По закону принятому Националным собранием в 1994 г, провинции подразделяются на 28 районв (фаритра), 148 округов (филеувана) и около 148 коммун (фарибухитра). Во главе провинции стоит губернатор, который избирается из числа членов совета провинции Совет провинции является законодательным органом, избираемым путем всеобщих выборов на 5 лет. Губернатор назначает комиссаров, число которых ограничено 12. Комиссары во главе с губернатором осуществляют исполнительную власть в провинции.   

         Дополнения к Конституции, принятые в 1998 г., предоставляют провинциям административную, юридическую и финансовую автономию. Президент декретом, принятым на заседании Совета министров, может распустить совет провинции. Каждое из последующих административно-территориальных подразделений имеет свой совещательный и исполнительный орган.        

        Конституция закрепляет положение о том, что «закон страны главенствует над законом провинции» (ст. 135.2), и разграничивает функции между государством и провинциями. К компетенции государства относятся вопросы гражданства, международных отношении; правопорядок; национальная оборона; национальная безопасность, стратегические ресурсы; финансы и таможенная служба; перевод имущества предприятии из государственного сектора в частный и наоборот; гарантия основных прав и свобод (ст. 135). В ведении провинций находятся местное самоуправление, городская и сельская полиция, рынки, коммунальные услуги местного значения, образование (ст. 135).  

 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

     В Республике Мадагаскар в соответствии с Конституцией правосудие осуществляется от имени малагасийского народа через Верховный суд, Апелляционный суд и приданные им инстанции, а также Высокий суд юстиции и Высший конституционный суд.

      Судьи и заседатели независимы в своей деятельности. Судьям запрещается вести любую другую профессиональную, политическую или общественную деятельность. Гарантом независимости судебной системы является президент. В его распоряжении находится Высший судебный совет, председателем которого он является. Министр юстиции является вице-председателем Совета.

      Верховный суд — высший судебный орган страны, следит за функционированием судопроизводства. Он состоит из трех палат: кассационной, счетной и административной (Государственный совет). Возглавляют Верховный суд первый председатель и генеральный прокурор, которые назначаются Советом министров по представлению министра юстиции после консультации с Высшим судебным советом. Первому председателю помогают три вице-председателя, которые возглавляют вышеуказанные палаты. Генеральный прокурор имеет трех заместителей, которые в трех палатах Верховного суда возглавляют соответствующие органы прокуратуры,

        Кассационная палата следит за соблюдением закона в судопроизводстве. Государственный совет контролирует законность административных актов и соблюдение закона в области административного права. В его компетенцию входит также контроль за законностью и соответствием Конституции деятельности администрации провинций; рассмотрение заявлений об отмене актов центральной и провинциальной власти; рассмотрение кассационных жалоб на судебные решения властей. Счетная палата проверяет расходование государственных средств, следит за исполнением финансовых законов и бюджетов как провинциальной властью, так и отдельными государственными предприятиями, следит за исполнением финансовых законов,

       Верховный суд ежегодно направляет отчеты о своей деятельности президенту, премьер-министру, председателям Национального собрания и
Сената, министру юстиции; они публикуются в «Официальной газете».

      Аппеляционный суд рассматривает наиболее серьезные преступления, а также жалобы, просьбы об освобождении и т.п. К низовым судебным инстанциям относятся суды первой инстанции, которые занимаются гражданскими делами, наказания по которых не превышают 5 лет, и специальные суды (уголовные, экономические, трибуналы).

       Высокий суд юстиции разбирает правонарушения, совершенные Президентом, председателями парламента, премьер-министрами, другими членами правительства и председателем Высшего конституционного суда при исполнении ими своих обязанностей. Высокий суд Юстиции состоит из девяти членов: первого председателя Верховного суда, двух первых председателей кассационной палаты, двух первых председателей Апелляционного суда, двух депутатов Национального Собрания и двух членов Сената.

       Важная роль отводится Высшему конституционному суду. Он осуществляет надзор за соблюдением действующего законодательства, устанавливает соответствие Конституции принимаемых законов, договоров, ордонасов, соглашений между провинциями, между автономиями и центром; регулирует споры между государством (государственными институтами) и провинциями или между провинциями, наблюдает за соблюдением процедуры референдума, президентских и парламентских выборов. Закон, признанный Высшим конституционным судом не соответствующим Конституции, не может быть опубликован.

        Высший конституционный суд состоит из девяти членов, мандат которых ограничен семилетним сроком. Три члена и председатель назначаются президентом, два члена - Национальным собранием, два - Сенатом, два избираются Высшим судебным советом. Президент утверждает назначение остальных членов Высшего конституционного суда.

                     ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ

       Мадагаскар имеет богатую военную историю. В начале XIX в. короли Имерины использовали армию с целью распространения своего контроля над большей частью Мадагаскара. Основу королевских войск составляла постоянная группа профессиональных воинов. Военная служба была обязательной для всех мужчин, хотя сыновья знати и рабы, как правило, не служили в армии.

         В 20-е годы XIX в. армия Мадагаскара насчитывала около 14 тыс. солдат. Великобритания, соперничая с Францией за влияние на острове, поставляла оружие, амуницию, оказывала техническую помощь. В период французского господства малагасийцы служили в колониальных войсках. Во время мировых войн несколько тысяч малагасийцев находились во Франции, Северной Африке и в других местах боевых действий.

       Согласно военно-регламентирующим положениям, вооруженные силы Мадагаскара должны оставаться вне политики. Однако практически на всех исторических этапах армия в той или иной степени и форме участвовала в борьбе за власть между различными кланами, группировками, партиями и т.д. Военные традиционно входят в элиту малагасийского общества. «Люди в погонах» занимали высшие государственные посты (Д. Рацирака, Г. Рамананцуа, Р. Рацимандрава), назначались как на военные, так и на гражданские должности.

         В правительство, сформированное в 2003 г., вошли трое военных: генерал М.Рандзева (министр иностранных дел), генерал Ж.Мамизара (министр обороны) и генерал Ш.Рабутуарисон (министр окружающей среды, вод и лесов). В конце января 2003 г. малагасийское правительство назначило четырех новых председателей специальных делегаций (префектов регионов), трое из которых — высшие офицеры армии: генерал Судза (провинция Тулиари), генерал Р.Рандрианариву (провинция Фианаранцуа) и полковник В.Туту (провинция Махадзанга). Несмотря на имевший место на Мадагаскаре период правления военных режимов (1972-1975), а также на эпизодическое участие отдельных частей и военнослужащих во внутриполитических конфликтах в постколониальный период, следует признать, что малагасийская армия играла и играет несколько иную роль, чем вооруженные силы в других странах Африки. Являясь традиционно весомым фактором политической жизни острова, армия тем не менее никогда не выступала в качестве самостоятельной политической силы, и ее вмешательство не приводило к тем гражданским войнам и тому количеству жертв, которые наблюдаются на континенте.

        В соответствии с Хартией малагасийской революции вооруженные силы Мадагаскара (переименованные в Народную армию) были реорганизованы с целью их использования для решения политических, экономических, культурных и социальных задач. Армейские подразделения привлекались к освоению новых земель, перевозке хозяйственных грузов, проведению кампании по борьбе с неграмотностью, для ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п. К 1980 г. Народная армия насчитывала 28 тыс. человек.

       В настоящий момент ввиду отсутствия реальной внешней угрозы для безопасности страны малагасийские вооруженные силы призваны решать прежде всего внутренние задачи. В их число входит, в частности, решение хозяйственных вопросов, поддержание общественной порядка, восстановление автомобильных дорог, борьба с бедностью и преступностью.

          В июле 2002 г. президент М. Равалуманана объявил о намерена начать реформу армии с целью оптимизации ее соответствия ставящимся перед ней задачам, а также улучшения материального положения военнослужащих. Бюджетные расходы на армию постоянно растут. В 1988 г. расходы составили 37 млн. долл., в 2003 г. 69, 8 млн. долл.

       Народная армия Мадагаскара состоит из сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил. Особыми подразделениями являются жандармерия и президентский полк охраны. По оценкам, ежегодно на Мадагаскаре призывного возраста (20 лет) достигают 160 тыс. человек. Главнокомандующий армией (президент) возглавляет Высший совет национальной обороны. Все снаряжение и вооружение для Народной армии импортируется.

         На вооружении у сухопутных подразделений (2000 г. около 8 тыс. человек) находятся танки, машины разведки, полугусеничные транспортеры, зенитки, артиллерийские орудия, минометы. Имеется также несколько ракетных установок.

     Военно-воздушные силы призваны решать боевые, патрульные и транспортные задачи. Штаб авиации располагается в Ивату, близ Антананариву, базируется она в Анталахе, Анцухихи, Аривунимаму, Анцеранане, Фианаранцуа, Тауланару, Махадзанге, о-ве Нуси-Бе, Туамасине и Тулиари. На вооружении военно-воздушных сил находятся: боевая эскадрилья с десятью истребителями МиГ-21 и четырьмя МиГ-17; транспортная эскадрилья, в которую входит несколько самолетов Ан-26 и Як-40; эскадрилья транспортных вертолетов Ми-8. Их обслуживают 500 человек.

    Военно-морской флот из-за отсутствия морских кораблей осуществляет береговое патрулирование силами нескольких патрульных катеров с в Анцеранане, Туамасине, Тауланару, Тулиари и Махадзанге.

     Национальная жандармерия насчитывает 7,5 тыс. человек и подчиняется министерству обороны. Она поддерживает общественный порядок, обеспечивает внутреннюю безопасность в провинциях (борьба с угонщиками скота — дахалу, незаконным оборотом оружия и наркотиков, вооруженной преступностью и т.д.). Базы отрядов жандармерии располагаются по всему острову. Жандармы оснащены автоматическим оружием, боевыми машинами. Им подчиняются отряды морской полиции в распоряжении которых находятся несколько патрульных катеров.

      Еще при президенте Циранане была создана президентская охрана (700 человек), преобразованная в 1981 г. в президентский полк, выросший постепенно до 1200 человек, в основном из бецимисарака. Обучали гвардию инструкторы из Франции и Северной Кореи,

       На Мадагаскаре существует также муниципальная полиция (3 тыс. человек), которая является полувоенной организацией и подчиняется министерству внутренних дел. Личный состав находится в основном  городах. Глава каждой префектуры имеет в своем распоряжении хотя бы небольшой отряд. Муниципальная полиция часто участвует в осуществлении программ сельского и социального развития и для потенциальных призывников является альтернативой службой.

        В феврале 1989 г. с помощью Франции в стране была создана бригада по борьбе с терроризмом, которая находится в подчинении министерства внутренних дел.   

      Подготовку военных кадров в Республике Мадагаскар осуществляет ряд военных учебных заведений.

        Военная академия в г. Анцирабе создана при помощи Франции в октябре 1966 г. В нее принимаются лица, закончившие двухлетний цикл обучения в подготовительной школе в г. Фианаранцуа. Выпускники академии получают звание лейтенанта. Школа открыта для приема малагасийцев и иностранных граждан.

      Школа государственных военных (SEMIPI) в г. Фианаранцуа. Эта старейшая военная школа в Африке основана в октябре 1961 г. Открыта для приема гражданских лиц.

       Национальная школа унтер-офицеров армии (ENSOA) дает только военное образование (9-12 месяцев); выпускники входят в сержантский состав армии.

       Школа жандармерии в г. Амбуситра основана в 1976 г. Готовит солдат жандармерии. Срок обучения 9 месяцев.                                         

       Высшая школа жандармерии в г. Мураманга создана в 1962 г.

<