КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Малагасийская астрология

-108-

Задолго до прихода европейцев на Мадагаскаре использовалась приспособленная форма арабского календаря. Как и лю­бая другая, она состоит из двенадцати циклов — соответственно двенадцати лунными месяцам.

Малагасийцы верят в астрологические прогнозы. Свои счастливые дни есть у каждого в зависимости от его знака зо­диака. Существуют и общие для всех приметы, связанные с днем недели. Об этом и других особенностях малага­сийской астрологии рассказывается в  книге В. Э. Казенса  (1840-1939) «Мала­гасийские обычаи» ("Fomba malagasy"), впервые вышедшей в Антананариву 130 лет назад, в 1876 г.1

В. Э. Казенс

Малагасийская астрология

До распространения на Мадагаскаре христианской религии малага­сийцы верили в судьбу, которую предсказатель определял по поло­жению луны на небе.

Год состоял из 12 лунных месяцев: алахамади, адауру, адизауза, асурутани, алахасати, асумбула, адимизана, алакарабу, алакауси, адидзади, адалу и алухуци, которые, в свою очередь, делились на четыре группы соответственно сторонам малагасийского жилища...

Алахамади. Месяц получил название от созвездия Овна.

Алахамади считался месяцем андриан. Существовало поверье, будто люди, родившиеся в этот месяц, обязательно будут облечены властью. Короли Раламбу, Андриамасинавалуна и Андрианампуйнимерна родились в месяц алахамади... Все, что малагасийцы особенно почитали, получало название алахамади или связывалось с этим именем (например, небо, глава семьи, животные красивой масти, в частности цесарка, зебу-вулавита). На собраниях особо уважаемых людей усаживали на «место алахамади».

-109-

Адауру. Месяц получил название от созвездия Тельца. Дни месяца адауру считались «красными» — «днями огня». Существовало поверье, будто дома, построенные в этом месяце, часто горели — от удара молнии или пожара. Именем адауру порой именовали солнце, «сжигающее все живое». Если строительство дома заканчивалось в этом месяце, следовало разжечь огонь в очаге и крикнуть: «Дом горит!» Это должно было надежно предохранить жилище от пожара. Необходимо было также принести в жертву красного петуха — символ огня. Дети, родившиеся в месяц адауру, должны были опасаться огня и нуждались в снятии с них «заклятия адауру». Для этого ребенка вместе с матерью приводили в небольшую землянку, где разводили огонь. Затем мать хватала ребенка на руки и вместе с ним выбегала наружу. После этого никакая опасность, связанная с огнем, малышу уже не грозила. На шею ребенку вешали амулет из красного жемчуга, предохраняющий якобы от любых напастей, связанных с огнем.

Дети же, родившиеся на второй день адауру, считались счастли­выми: мальчики получат дар ораторского искусства, а у девочек будет хороший характер.

Адизауза. Месяц получил название от созвездия Близнецов. Этот месяц считался неблагоприятным; дети, родившиеся в дни адизауза, за что бы они не брались в жизни, всегда будут испытывать трудности. Дни свои кончат в бедности и нищете, если, конечно, «заклятие адизауза» не будет с них снято. Девочки, родившиеся на второй день адизауза, будут иметь много детей, но всю жизнь про­ведут в нищете, а мальчики так никогда и не разбогатеют. Однако если какой-либо состоятельный человек, располагающий деньгами и рабами, намеревался приумножить свои богатства, то месяц адизауза считался вполне благоприятным для подобного начинания. В этот месяц рекомендовалось также жениться и строить дома.

Асурутани. Месяц получил название от созвездия Рака. Месяц этот считался самым неблагоприятным. Детей, родившихся в дни асурутани, уничтожали. Даже после снятия заклятия их разлучали с родителями, отдавая на воспитание чужим людям. Если ребенок чудом оставался в живых, то ему следовало немедленно подарить рисовое поле. В противном случае он мог быстро стать наследником достояния родителей, то есть накликать на них смерть.

Если же ребенка, родившегося в месяц асурутани, оставляли в жи­вых и при этом он не получал в наследство рисового поля, то такой ребенок становился неудачником, рос болезненным и хилым.

-110-

Если в этот месяц появлялся на свет ребенок от слуги или раба, то прорицатель давал указание хозяину избить его, чтобы в будущем тот не причинил ему вреда. Прорицатель наступал на живот ребенку и говорил: «Не причиняй зла своему хозяину! Будь умным, хорошенько служи ему!» Дети же, родившиеся в конце асурутани, считались удач­ливыми. Если такой ребенок не погибал в младенческом возрасте, то доживал до глубокой старости и жил в богатстве.

Алахасати. Месяц получил название от созвездия Льва. Дети, родившиеся в месяц алахасати, могли стать колдунами или иметь в своем распоряжении сильнодействующие амулеты, особенно если появлялись на свет в полночь. Таких детей следовало избавлять от чар алахасати. Для этого использовалась трава удифуана. «Расколдо­ванный» ребенок должен был носить на шее «нерубленый» пиастр и черный жемчуг, называемый циамбухитриниманана или майзинкитру, а также вырастить черного петуха.

Асумбула. Месяц получил название от созвездия Девы. Маль­чики, родившиеся в это время, могли стать хорошими купцами и заработать много денег, а девочки — искусными мастерицами и быстро разбогатеть. В месяц асумбула рекомендовалось начинать любое серьезное дело: оно имело все шансы на успех и на благополучное завершение. В этот месяц можно начинать сватовство. А вот для лю­бых обрядов, связанных с детьми (например, первая стрижка волос или обрезание), он считался неблагоприятным.

Люди, родившиеся в месяц асумбула, должны были избегать крас­ной одежды, им не рекомендовалось укрываться красными одеялами. В противном случае они могли умереть в молодом возрасте. Чтобы устранить «чары» этого месяца, употребляли травянистое растение цимбулавулу, рис, высыпавшийся из ступки при его помоле, а также землю из-под фундамента рухнувшего дома.

Советовали также постоянно носить на шее две золотые монеты и вырастить белого петуха, белого зебу или иное домашнее животное белой масти... Считалось, будто этот месяц приносит в дом благопо­лучие и достаток.

Адимизана. Месяц получил название от созвездия Весов. Адимизана считался месяцем роковой судьбы. Люди, родившиеся в этом месяце, старались делать доброе только самим себе. Они не погибали насильственной смертью, но, словно дверь: все их тол­кают с утра до вечера, а они остаются на одном месте, как дверной косяк.

-111-

Детям, родившимся в этот месяц, рекомендовалось бережно от­носиться к весам. Им необходимо было выращивать пятнистых зебу и черно-белых кур, что должно обеспечить их благополучие.

Алакарабу. Месяц получил название от созвездия Скорпиона. Месяц считался благоприятным для посадки растений, особенно с ви­сящими плодами, таких, например, как банановое дерево... Поэтому в каждый первый день месяца алакарабу духам приносили в жертву плоды банана...

Алакауси. Месяц получил название от созвездия Стрельца. Алакауси считался неблагоприятным месяцем; ребенок, родившийся в это время, мог причинить гибель родителям, дитя раба — хозяину. Вместе с тем данный месяц считался благоприятным для изготовления каких-либо изделий для андриан. Все, сделанное во время алакауси, им подходило.

Родившихся в месяц алакауси детей не оставляли в живых, их, как правило, топили еще в грудном возрасте. Для снятия же заклятия с ребенка из ствола бананового дерева выдалбливали небольшую пи­рогу. В нее и клали младенца. Пирога спускалась на воду, и если она не тонула в воде, то ребенка считали очищенным от заклятия.

Если прорицателю обещано было солидное вознаграждение, он объявлял, что может снять с ребенка заклятие, принеся жертву или с помощью предохранительного амулета. В качестве последнего могли употребляться: травянистое растение ахиписака; земля, взятая из какой-нибудь ямы или рытвины; перо кукушки. В жертву же при­носили жемчуг (называемый умбалахи-мандриампахитра), барана, по внешнему виду похожего на козу, и черного зебу с белыми пятнами на шкуре. Часто у ребенка, очищенного от заклятия, отрубали один-два пальца руки. Кроме того, ему давалось имя — Непобеждающий, Нетолкающий, Неранящий и т. п.

Первый день месяца алакауси считался особо благоприятным для сампи и всякого рода амулетов и зелья. В этот день приносили жертвы те, кто верил, что они с благодарностью принимаются идо­лами и увеличивают эффективность амулетов и зелья, а женщины на сносях воздерживались от пищи из опасения разродиться в месяц алакауси.

Адидзади. Месяц получил название от созвездия Козерога. Дети, родившиеся в начале месяца адидзади, отличаются молчаливо­стью и мрачностью характера; в последующие же дни месяца рожда­лись счастливые люди.

-112-

В течение всего месяца адидзади считалось весьма полезным начинать любое серьезное дело, рассчитанное на продолжительный срок: вкладывать деньги в какое-либо предприятие, покупать рабов, скот, рис для хранения, начинать сооружение дома и т. п. Месяц адидзади считался также благоприятным для вступления в брак, ибо суп­ружеские узы, начатые под знаком адидзади, должны были быть проч­ными в течение всей жизни и длиться до могилы. «Брак, заключенный в адидзади, словно оперение курицы — держится до смерти».

В месяц адидзади начинается дождливый сезон, моросит мелкий дождь; водоносы бьют немало кувшинов, падая на скользкой тропе.

Адалу. Месяц получил название от созвездия Водолея... Адалу — месяц ветров; ветры его приносят немало бед: губят плантации, разрушают дома. Детям, родившимся в этом месяце, запрещалось подбирать опавшую листву, гонимую ветром, перья птиц, шелуху початков кукурузы и т. п. Дни месяца адалу называли «временем слез», полным печали и горя. Любое дело, начатое в этом месяце, оказывалось недол­говечным и неудачным. Люди не осмеливались жениться или строить дом, ибо предпринятое дело в это время наверняка завершится про­валом или не будет благополучно доведено до конца. Освободить от чар месяца адалу мог только сок дерева амиана.

Алахуци. Месяц получил название от созвездия Рыбы. ...Дни месяца алахуци считались легкими, благоприятными для сооружения дома и женитьбы. Однако при этом необходимо было приносить в жертву кусок кварца, а также древесину деревьев харахара и фамаху, отличающихся твердостью. Их надлежало класть к востоку от северного стояка дома, чтобы жилище было прочным и устойчивым. В первый и второй дни алахуци не рекомендовалось предпринимать каких-либо серьезных дел. В течение всего месяца маленьких детей следовало оберегать от режущих предметов, чтобы они не поранились. Ведь в этот месяц раны не заживают. В это время нельзя было также стричь волосы и ногти у детей.

При случайном ранении рану смазывали «слюной» кузнечика. По преданию, это было единственное средство, способное устранить заклятие месяца алахуци и излечить нанесенное ранение.

В этот месяц не полагалось устраивать публичные похороны (покойников хоронили лишь ближайшие родственники)...

Чтобы устранить заклятие месяца алахуци, использовали осыпав­шиеся рисовые зерна, а в жертву приносили жемчужины харенцимати и ламбуцимаруфи...

1 Эта книга была переведена у нас в 1977 г. (Обычаи и фольклор Мадагаскара / Пер. с малагас. Послесл. М. Курганцева. М.: Наука, 1977). Перевод сделан по седьмому изда­нию: Fomba malagasy [collected by W.E. Cousin, H. Randzavola (ed.)]. Tananarive, 1963. Мы приводим фрагменты отредактированного и исправленного текста. — Примеч. ред.