КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

О законодательном регулировании церкви и государства на Мадагаскаре

-80-

     Исторически сложилось так, что церковь и государство на Мадагаскаре имеют тесные связи: «Церковь и государство — как рис и вода». Церковь отделена от государства, но пользуется большим влиянием. Многие малагасийские государственные деятели одновременно занимают ключевые посты в церковной иерархии.
    Президент страны М. Равалуманана неоднократно подчеркивал единство интересов государства и церкви. Однако в последнее время церковь все больше начинает критиковать правительство, а власти в 2006 г. закрыли неугодные им церкви, например, протестантскую новую церковь (Fiangonana protestanta vaovao malagasy) и Универсальную церковь (Eglise Universelle), и без объяснения причин высылают священнослужителей, в частности С. Урфера (Sylvain Urfer).

Ратимира

О законодательном регулировании церкви и государства на Мадагаскаре

     В Республике Мадагаскар принята светская форма правления госу­дарством.

  Законодательное оформление взаимоотношений государства и церкви было начато изданием целого комплекса юридических актов

-81-

(декреты 1913, 1939, 1962 гг. и другие документы более узкого профи­ля), определивших конфессиональную деятельность церковных орга­низаций и их имущественные права. При этом за основу были взяты положения действовавшего на Мадагаскаре французского закона от 1905 г. «Об отделении церкви от государства» (включенные позднее в конституции Республики Мадагаскар), а также сложившиеся к тому времени де-факто нормы взаимодействия властей с религиозными организациями.

    В принятой в 1959 г. первой конституции страны были закреп­лены основные принципы — о свободе совести, вероисповеданий и отправления культов, об отделении церкви от государства, на основе которых официально строились отношения власти с религиозными структурами. Действовавшая с 1998 г. вторая конституция подтверж­дала светский характер правления государством, а также гарантии о невмешательстве государства во внутренние дела церкви, равно как церкви в дела государства.

   С 1962 г. действует Ордонанс, в соответствии с которым религи­озные объединения всех течений наделены равными правами в своей деятельности при условии соблюдения ими норм общественного порядка и ненанесения ущерба нравственности граждан.

  Ордонанс официально признает деятельность следующих ос­новных конфессий, утвердивших свое присутствие на Мадагаскаре в течение XIX в.: Римско-католическая апостольская церковь; Епископальная (англиканская) церковь; Реформатская (протестантская) церковь; Лютеранская церковь.

    В соответствии с вносимыми позднее поправками к Ордонансу была признана деятельность мусульманских и православных общин, ряда новых нетрадиционных для страны христианских течений — ад­вентистов Седьмого дня, свидетелей Иеговы, мормонов и других, дополнивших собой издавна практикуемые местным населением культы и верования.

   В части миссионерской деятельности религиозных организаций и их имущественных прав положения Ордонанса от 1962 г. во многом заимствуют и развивают нормы, закрепленные в изданных еще в колониальный период декретах от 1913 и 1939 гг. Так, Ордонанс под­тверждает конституционные гарантии свободы совести и вероиспо­веданий. Значительно упрощается, а зачастую отменяется процедура согласования с властями вопросов образования новых религиозных общин, хотя их регистрация в органах МВД обязательна, поскольку

-82-

от этого зависит предоставление им в дальнейшем различных мате­риальных льгот.

  Административные советы религиозных общин наделены широ­кими правами ведения социально-экономической деятельности. Они вправе приобретать, иметь и хранить любое имущество, движимое и недвижимое, необходимое для ведения миссионерской деятельнос­ти, равно как управлять им в этих же целях; свободно принимать в дар пожертвования и завещанное имущество от иностранцев и местных жителей или получать права на них.

    Вместе с тем в документе оговаривается, что если размер пожер­твований и завещанного имущества превышает 1 млн малагасийских франков (по состоянию на 1962 г.), то эти акции подлежат согласова­нию в курирующем деятельность религиозных организаций государс­твенном органе — МВД. На практике же, с момента издания Ордонанса и до настоящего времени, данное ограничение никогда не являлось препятствием для религиозных структур свободно принимать от кого бы то ни было пожертвования и в более значительных размерах, учи­тывая традиционно существующее партнерство в сфере госцерковных отношений. Проводимая властями официальная политика по отношению к религиозным конфессиям наполняется новым содержанием и направлена на развитие более тесного сотрудничества, зачастую выходящего за рамки конституционных принципов об отделении церкви от государства, целый ряд юридических норм при этом ре­ально теряет свою силу. Так, административные советы религиозных общин теперь могут приобретать или принимать в дар земельные участки для строительства культовых сооружений, однако при усло­вии дальнейшей передачи церковных зданий в ведение государства (вся недвижимая собственность религиозных организаций — церкви, храмы и т. п. — является собственностью государства, даже если зда­ния храмов строились на средства и пожертвования членов общины и дарителей со стороны). Административные советы уполномочены также приобретать, владеть и управлять движимым и недвижимым имуществом учреждений социального характера — школьных, ме­дицинских, благотворительных и тому подобных объектов, а также предназначенных для издания и распространения религиозной литературы.

  Вместе с тем, если принимаемые религиозными общинами в дар пожертвования или завещанное имущество могут стать предметом исков со стороны родственников лиц-дарителей, они подлежат уре­-

-83-

гулированию в установленном порядке. Равным образом админист­ративные советы могут подавать иски от имени религиозной общины в судебные инстанции для разрешения возникающих спорных воп­росов с местными властями.

  На Мадагаскаре, учитывая исторически сложившееся конфесси­ональное многообразие и тесное переплетение религиозной и обще­ственной жизни, власти традиционно проводят политику партнерства с церковными организациями в целях сохранения и укрепления соци­ального мира. Основной сферой сотрудничества государства и церкви издавна является социальная — образование (создание и содержание учебных заведений), поддержка медицинских центров, приютов для сирот и инвалидов, деятельность священников в местах лишения свободы, воинских частях и т. п. Следует отметить, что в конце 2003 г. депутаты Национального собрания приняли поправку к Ордонансу от 1962 г., согласно которой служба священников в войсках и органах правопорядка отныне стала финансироваться государством, тогда как ранее это было запрещено, как и финансирование деятельности церковных структур в целом.

   В настоящее время подобная практика взаимного сотрудничества получает дальнейшее развитие. Одной из главных побудительных при­чин является резкое обострение социально-экономической ситуации в стране, в связи с чем руководство страны как никогда нуждается в поддержке религиозных организаций, в частности, в плане удержа­ния населения от участия в протестном движении.