КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Население

НАСЕЛЕНИЕ

 

Численность и половозрастной состав. В 1900 г. население Мадагаскара составляло 2,2 млн. человек. По данным переписи 1975 г., его численность возросла до 7,6 млн., к 1993 г. достигла 12 млн. человек. В 2000 г., по данным ООН, на Мадагаскаре проживают 16 млн. человек. По некоторым оценкам, в 2005 г. численность населения Мадагаскара достигла 17 млн. Среднегодовые темпы естественного прироста населения составляли: в 1980-1990 гг. — 2,9%, в 1990-1995 гг. — 3,1, в 1995-2000 гг. — 3,02%.

Страна переживает настоящий демографический взрыв: среднее количество детей на одну женщину в фертильном возрасте — 6,1, но нередки семьи, насчитывающие от 10 до 12 детей. Доля населения детородного возраста составляет 5,65% при мировом показателе — 2,79 % и африканском - 5,31%. Рождаемость на 1 тыс. жителей — 42,7 % смертность — 12,7.

По данным переписи 1993 г., насчитывалось 6,0 млн. мужчин и 6,1 млн. женщин. Лишь 3% — лица старше 60 лет, 44% — дети и подростки до 14 лет, 53% — трудоспособное население.

 

Размещение и плотность. По данным переписи 1993 г., средняя плотность населения Мадагаскара составляла 20,6 жителей на I кВ. км, в 2000 г. — 27. Его размещение по территории страны неравномерно. Самое густонаселенное — Высокое плато (провинции Антананариву и Фианаранцуа), где сконцентрировано около 54% всего населения. Плотность здесь превышает 40 человек на 1 кв. км, иногда достигая 200. Высокая плотность населения и на восточном побережье (30 человек на 1 кв. км). Слабо заселены западное побережье и юг острова, там плотность населения от 2 до 15 человек на 1 кв. км.

В поисках работы население постоянно перемещается по стране, особенно распространены сезонные миграции.

Большая часть малагасийцев проживает в сельской местности. По данным переписи 1993 г., сельское население составляло 78,6%, в 1998 г. — 73,8, в 2000 г. — 70,5% (среднемировой показатель — 45%; среднеафриканский — 34%).

Сельское население проживает, как правило, в небольших деревнях. Крупные поселения, насчитывающие более 1 тыс. жителей, встречаются чаще всего в провинциях Анцеранана и Антананариву.

Городское население неуклонно увеличивается, города привлекают особенно молодежь. Темпы роста городского населения в 1995-2000 гг. составили 5,6% (среднемировой показатель — 2,5%, среднеафриканский — 4,3%) против 2,7% в 40-60-е годы и 4,5% в 70-80-е.

Помимо большей возможности получить работу и образование городские жители пользуются значительными коммунальными удобствами (85% — водопроводом, 70% — канализацией).

Городами на Мадагаскаре считаются населенные пункты с населением свыше 5 тыс. человек. В 1920 гг. в стране было 10 городов, в 2004 г. около 60.

Этнический состав. География и история сильнейшим образом повлияли на этнический состав населения Мадагаскара и его расселение по территории страны.

Основное население составляют малагасийцы, или мальгаши. Они включают представителей южноазиатской (особенно у мерина), негроидной (особенно у бара и макуа) и европеоидной (особенно у юго-восточных прибрежных групп антаймуру) рас.

Существует несколько теорий этногенеза малагасийцев. Согласно одной, выходцы с Малайского архипелага мигрировали вдоль побережья южной Азии через Аравийский полуостров на восточное побережье Африки и, наконец, через Мозамбикский пролив на Мадагаскар. Это движение осуществлялось в течение многих веков: менялись поколения, шло постепенное смешение азиатского, арабского и африканского населения. Возникший в результате этого смешения народ заселил Мадагаскар. По другой — 18-20 основных этнических групп, выделяемых учеными, образовались в результате нескольких последовательных волн миграции из таких областей, как Юго-Восточная Азия (Индонезия, до III в. до н.э. и в первой половине I тысячелетия н.э.), континентальная Африка и арабские страны (в VII-VIII вв. — арабы и суахили из Восточной Африки, в IХ-Х вв. — арабы с Аравийского полуострова). В ХVII-ХVIII вв. на острове появились европейцы. Современные этнические группы сложились в ХШ-ХV вв.

Несмотря на многочисленность и разнообразие этнических групп, на острове существует языковое единство. Малагасийцы говорят на различных диалектах малагасийского языка, принадлежащего к индонезийской группе австронезийской языковой семьи. Каждый диалект имеет свои особенности, но члены различных этнических групп понимают друг друга. Литературный язык сложился к началу XX в. на основе диалекта мерина. Около X в. возникла малагасийская письменность (сурабе) на арабской основе. В первой четверти XIX в. была введена латинская графика. Структура языка достаточно проста. Существительные не имеют ни рода, ни числа, ни падежа. Спряжение осуществляется с помощью специальных префиксов или изменения начальной буквы. Это часто делает слова необыкновенно длинными. Французский является вторым государственным языком. Кроме языка объединяющими факторами являются такие элементы общей культуры, как культ предков и система родства, которая учитывает как отцовскую, так и материнскую линию. Каждая из этнических групп имеет свое название, значение которого можно перевести дословно.

Мерина, или «те, кто из страны, откуда можно видеть далеко», являются одним из самых многочисленных малагасийских этносов (26,2% населения). Проживают в центральной части Высокого плато. К началу XIX в. они имели сложившуюся политическую, экономическую и социальную структуру, в течение XIX в. им удалось объединить почти весь остров под своим управлением. Их влияние уменьшилось в колониальный период, тем не менее, мерина всегда были широко представлены в политической и экономической элите страны.

Первоначально мерина занимали лишь территорию, окружающую нынешнюю столицу. Но в течение XVIII и XIX вв. они расширили ее за счет северной части Высокого плато, нынешней провинции Антананариву. Многие мерина теперь проживают и в других частях острова, практически в каждом крупном городе.

Мерина считаются самой азиатской из малагасийских этнических групп. Они имеют относительно светлую кожу, прямые черные волосы. От своих предков из Юго-Восточной Азии они сохранили культуру возделывания риса.

Бецилеу, или «те, кто многочисленны и непобедимы», составляют 12,1% населения и также проживают на Высоком плато, к югу от мерина, в основном в провинции Фианаранцуа. По культуре они близки своим северным соседям. Имеют репутацию лучших земледельцев на Мадагаскаре; их рисовые поля, расположенные террасами на склонах холмов, напоминают аналогичные ландшафты в Индонезии и на Филиппинах. Бецилеу объединились в конце XVIII в., а в 1830 г. вошли в королевство мерина. В какой-то мере они разделяют привилегии с мерина, составляя значительную часть чиновников, учителей, адвокатов. Среди бецилеу много также искусных резчиков по дереву, кузнецов, ювелиров.

Бара живут к югу от территории бецилеу, в районе Ихуси и Бетрука. Чернокожие и высокие, они составляют 3,9% населения. Бара — скотоводы, занимаются разведением зебу. Кража скота до сих пор считается у них главным признаком мужской доблести.

Цимихети, или «те, которые не стригут волос», обитают к северу от местожительства мерина, составляют 7,3% населения. Когда-то племя, демонстрируя свою независимость, отказалось стричь волосы (как того требовал обычай сакалава после смерти правителя), откуда и произошло их название. В этническом отношении они близки к мерина, их численность быстро растет. Склонны к миграции, к расширению границ своей территории. Первоначально цимихети занимались разведением скота, сейчас в основном возделывают рис.

Сакалава, или «люди из длинных долин», живут на западном побережье острова, составляют 6,2% населения. Они занимают обширную территорию площадью 18 тыс. кв. км от Тулиари на юге до Анцерананы на севере. Королевства сакалава возникли еще в XVI в., в XVIII в. они объединились и долгое время воевали с мерина, пока те не покорили их в начале XIX в.

Сакалава наряду с бара считаются наиболее «африканской» из малагасийских этнических групп. Они темнокожи, с короткими вьющимися волосами, некоторые элементы их культуры напоминают африканскую (например, сохранение кусочков королевских мощей, якобы Обладающих магической силой). Занимаются скотоводством, земледелием, различными ремеслами, издавна известны как искусные мореплаватели. В XVII в. они были первым народом, получившим от европейцев в обмен на скот огнестрельное оружие. Это позволило им собирать дань с других народов острова, а с конца XVII до начала XIX в. совершать набеги на Коморские острова и восточноафриканское побережье для захвата рабов. После завоевания их мерина и французской колонизации их численность возрастает не так быстро, как у других народов; занимаемая ими территория постепенно заселяется с востока другими народами, преимущественно цимихети. В этническую группу сакалава входят также везу, масикуру и др.

Макуа — потомки завезенных из Африки в результате набегов пленников, проживают вдоль северо-западной части побережья, составляют 1,1% населения. Занимаются охотой и собирательством.

Бецимисарака, или «те, кто многочисленны и неразделимы», составляют самую большую этническую группу на восточном побережье (14,9% населения). Среди них выделяются три подгруппы: северные бецимисарака, бетанимена, южные бецимисарака. Бецимисарака традиционно были моряками, рыбаками, а также занимались торговлей и выращиванием тропических культур. История бецимисарака восходит к началу XVIII в., когда Рацимилаху (по преданию, сын английского пирата и малагасийской принцессы) объединил несколько маленьких прибрежных государств.

К югу от территории бецимисарака проживают этнические группы, обосновавшиеся на побережье после XIV в. и имеющие смешанное арабо-африканское и малайско-индонезийское происхождение. К ним относятся несколько этносов. Антамбахуака, или «люди, живущие отдельно» (0,4% населения), занимают район р. Манандзари. Своим предком они считают короля Раминиа, прибывшего из Мекки в начале XIV в. Антаймуру, или «прибрежные жители» (3,4% населения). Они были единственным народом Мадагаскара, у которого до XIX в. была своя, основанная на арабской графике письменность, книги, написанные чернилами на специальной бумаге, секрет производства которой они донесли до нашего времени. Занимаются земледелием, известны своими познаниями в медицине.

Антайфаси, или «люди песков» (1,2% населения), живут у южной оконечности канала Пангалан. Занимаются выращиванием риса и рыбной ловлей.

Антайсака, или «пришедшие от сакалава» (5,3% населения), живут еще дальше к югу, в аллювиальной долине р. Мананара. Занимаются выращиванием кофе, бананов, риса.

В крайней юго-восточной части острова живут антануси, или «люди острова» (2,3% населения), занимающиеся скотоводством и земледелием.

Между восточным побережьем и центральной частью острова проживают сиханака, или «люди болот» (2,4% населения). На осушенных болотах вокруг оз. Алаутра они выращивают рис, занимаются рыбной ловлей и птицеводством. Южнее проживают безанузану, или «те, с множеством косичек» (0,8% населения), и танала (антанала), или «живущие в лесах» (3,8% населения). Танала практикуют подсечно-огневую систему земледелия, хорошо разбираются в лекарственных растениях. Южные танала сохраняли свою независимость вплоть до французской колонизации.

Антакарана, или «жители скал», проживают на крайнем севере острова (0,6% населения). Горный массив Анкарана изолирует их от других народностей. Занимаются рыбной ловлей, скотоводством, выращивают садовые культуры.

На крайнем юге острова, в самом засушливом районе, живут махафали, или «те, кто вводит табу» (1,6% населения), и антандруи, или «люди колючек» (5,4%). Махафали занимают территорию между р. Унилахи на севере и р. Менарандра на юге. Они поселились в этих местах предположительно в XII в. Занимаются земледелием, выращивая кукурузу, сорго, батат, и скотоводством. Сохраняли свою независимость до французской колонизации. Большой интерес вызывают гробницы махафали, сложенные из неотесанных камней и украшенные резными столбами (алуалу) и черепами зебу. Подобные захоронения наблюдаются и у антандруи, живущих в пустынной области. Из соображений безопасности свои деревни они окружают кактусами. Занимаются в основном скотоводством. Часто мигрируют в другие районы острова в поисках работы и пропитания.

На Мадагаскаре проживают также иностранцы, которые составляют 1,7% численности населения. Исторически из них самую многочисленную группу составляют французы. До 1972 г. их численность достигала 50 тыс. человек, к середине 80-х годов - около 15 тыс., в начале 90-х годов - 18 тыс. человек. Занимаются бизнесом, профессиональной деятельностью в различных областях, есть среди них мелкие фермеры.

Коморцы в 1976 г. были самой крупной по численности на Мадагаскаре группой населения иностранного происхождения (60 тыс. человек). Но после конфликтов на расовой почве с местным населением (декабрь 1976 г.) большая их часть была репатриирована. К концу 90-х годов их осталось около 25 тыс. человек. Коморцы проживают в основном на севере страны, в Махадзанге и Анцеранане. Большинство из них мусульмане. Работают большей частью на предприятиях и в портах, женщины -прислугой. Ассимилированы слабо.

Индо-пакистанцы (карана) — третья по численности группа иностранцев (17 тыс. человек). Исповедуя ислам, буддизм или иудаизм, они, как и коморцы, имеют свои культовые учреждения в местах расселения. Наибольшая их концентрация — в городах западного побережья. Занимаются коммерческой деятельностью (продажа ювелирных украшений, текстиля, скобяных товаров). Несмотря на длительное (в течение нескольких поколений) проживание на острове, сохраняют плановость. С малагасийцами практически не ассимилированы.

Быстро растущую и динамично развивающуюся группу населения составляют китайцы (10 тыс. человек). Они хорошо ассимилировались среди местного населения. Проживают большей частью на восточном побережье. Основная сфера деятельности — торговля и рестораны.

 Этнический фактор в общественно-политической жизни. Несмотря на языковое и культурное единство малагасийского народа, между составляющими его этническими группами существуют многочисленные и зачастую серьезные различия. В целом они отражают исторически и географически сложившееся деление на этносы Высокого плато (амбаниандру, т.е. «живущие под солнцем», прежде всего мерина и бецилеу) и побережья (котье, таниндрана, танцирака, т.е. «живущие на побережье»). Не лишенное противоречий взаимодействие между ними проходит «красной нитью» через всю современную малагасийскую историю.

До начала XIX в. на острове шел процесс становления государств на базе различных этнических групп (мерина, сакалава, бецимисарака). При этом ни один этнос не претендовал (или не мог претендовать) на обладание всем островом. Однако к концу XVIII в. отчетливо проявилось стремление мерина к объединению сначала в рамках государства Имерина, а затем и всего острова. Знаменитая программа короля Андрианампуйнимерины — «Море будет границей моего рисового поля» — была фактически выполнена на протяжении XIX в.: к его концу государство, в системе управления которого представители мерина доминировали, занимало 3/4 территории острова.

В ходе объединения острова использовались не только и даже не столько военные средства, но и такие мирные, как дипломатия и брачные союзы. В результате завоеванные в какой-то мере смешивались с завоевателями (например, одной из жен короля Радамы I была сакалавская принцесса), поступали к ним на службу (советники антаймуру при дворе Андрианампуйнимерины и Радамы I), а часть немеринских государственных образований были превращены в вассалов. Поэтому нет оснований говорить о дискриминационном характере государства Имерина по отношению к другим этническим группам (так называемом империализме мерина).

Ситуация в корне изменилась после аннексии в 1896 г. Мадагаскара Францией, которая, подавляя сопротивление малагасийцев, нанесла ряд чувствительных ударов по государственности мерина (упразднение королевской власти, ссылка королевы Ранавалуны III и премьер-министра Райнилайаривуни в Алжир, перенос останков меринских королей из Амбухиманги в Антананариву, «показательный» расстрел по обвинению в заговоре министра внутренних дел Райнандриамампандри и дяди королевы, принца Рацимаманги). Одновременно французы стали больше опираться на котье. Антананариву стал административным центром колонии, а не меринского государства. Тем не менее недовольство действиями оккупационных властей автоматически переносилось на мерина, которые в глазах жителей побережья по-прежнему оставались привилегированной группой.

Политическая эмансипация малагасийцев в колониальный период во многом имела этническую подоплеку. Восстание 1947 г. закончилось особенно тяжелым поражением мерина. Была разгромлена меринская националистическая партия МДРМ, и политическая инициатива перешла к партии котье ПАДЕСМ, видные деятели которой заняли высокие государственные посты после обретения страной независимости. И до сих пор этнический принцип является основным фактором партийного строительства. И хотя в партиях состоят представители разных этносов, в ключевые моменты большинство избирателей обычно голосуют за «своего» человека или за «свою» партию. Поэтому выборы на Мадагаскаре и их результаты практически всегда приобретают регионально-этническую окраску.

После провозглашения независимости оппозиция амбаниандру котье наиболее явно проявлялась в назначениях на высшие государственные должности. Так, пост президента республики всегда занимали котье: сначала это был Ф.Циранана (цимихети), затем Д.Рацирака (бецимисарака), А.Зафи (антакарана) и снова Д.Рацирака. И только в 1972-1975 гг. на короткий срок главами государства стали мерина генерал Г.Рамананцуа и полковник Р.Рацимандрава, а в период «междуцарствия» (1996-1997) — Н.Рацирахунана.

При президенте-котье должность премьер-министра традиционно занимал представитель амбаниандру. Среди них— мерина Д.Ракутуаридзона, В.Рамахатра, Г.Разанамаси и П.Ракутумаву, бецилеу Т.Андрианариву. Однако бывали и «нарушения регионального баланса»: в годы Третьей республики премьер-министрами были котье Ф.Равуни и Э.Ракутувахини. Пост председателя парламента доставался обычно представителю Высокого плато: бецилеу Л.К.М.Андрианарахиндзака, мерина Р.Андриамандзату и А.Андрианарисуа.

Приход к власти в 2002 г. М.Равалумананы (мерина) нарушил традиции распределения властных полномочий и может создать новую этническую конфигурацию в высших эшелонах власти, поскольку президент является уроженцем Высокого плато, а премьер-министр (Ж.Силла) и председатель Национального собрания (Ж.Лахинирику) — выходцами с побережья.

«Водораздел» между амбаниандру и котье проходит не только в политической, но и в других сферах, в частности в отношении религиозных предпочтений. Более 47% мерина объявили себя приверженцами кальвинистской протестантской церкви (бецилеу — 31%, котье — 23%), в то время как 51% котье считают себя католиками (у мерина этот показатель достигает 39%). Среди приверженцев лютеранской церкви 10% котье и 3% мерина. В сфере образования лидируют бецилеу — они наиболее полно охвачены процесом обучения. Котье имеют образовательный уровень выше среднего: в университетах они представлены шире, чем мерина.

Различия прослеживаются также в положении этнических групп в сфере занятости. Мерина относительно меньше представлены в государственном аппарате, чем другие этносы (9% мерина против 16% бецилеу и 24% котье). Котье преобладают в таких сферах, как образование и здравоохранение, а в силах по поддержанию порядка (армия, Полиция, жандармерия и т.д.) их более 15% против 3% мерина и 9% бецилеу.

В формальном секторе экономики наблюдается относительный этнический баланс, в неформальном же задействовано около 60% мерина против 40% котье. Мерина широко представлены в пригородном сельском хозяйстве, ремесленничестве, в меньше мере — в торговле. Бецилеу известны как успешные коммерсанты, а также весьма заметны на рынке «семейных услуг» (горничные, няни и т.п.), котье — в секторе хозяйственных услуг.

В среднем доходы котье несколько превышают доходы мерина. Отчасти это объясняется тем, что образование котье длится дольше, они задерживаются с выходом на рынок труда, а также легче переносят безработицу, надеясь в перспективе получить высокий и хорошо оплачиваемый пост. Однако в расчете на душу населения котье получают всего на 3% больше, чем мерина. Следовательно, можно констатировать относительно одинаковые условия жизни семей всех этнических групп.

Одной из основ этнической самоидентификации малагасийцев является семья. Определяющим фактором ее создания все еще остается этническая эндогамия. Правда, это относится в основном к мерина — другие этнические группы сравнительно более открыты к межэтническим семейным союзам (смешанным бракам). Вне семейной сферы этническая активность малагасийцев довольно мала. Так, лишь 8% жителей столицы являются членами этнических ассоциаций. При этом мерина реже других этносов группируются в подобные объединения (соответственно 5 и 29%).

Социальная структура. Отличительной чертой малагасийского общества является многообразие и многочисленность социальных групп.

Это обусловлено многоукладностью экономики, в которой переплетаются элементы докапиталистического хозяйствования с самыми современными. Этнические и религиозные различия оказывают дополнительное влияние на социальную структуру малагасийского общества. Из ныне существующих на Мадагаскаре экономических укладов можно выделить: натуральное хозяйство с элементами рыночных отношений; мелкотоварное хозяйство; кооперативное хозяйство; частнокапиталистический (национальный и иностранный) и государственный секторы. Соответственно население представлено крестьянами- общинниками, крестьянами-частниками, которые продают излишки произведенной продукции; общинной и родоплеменной знатью; торго-выми посредниками и ростовщиками; городскими и сельскими наемными работниками; национальной и иностранной буржуазией; интеллигенцией; маргинальными городскими слоями.

По характеру трудовой деятельности, согласно оценкам ВБ, в 1975 г. в сельском хозяйстве было занято 83%, в управлении - 2,8, в про-мышленности — 1,4, в других секторах — 3%; временно занятые составляли 3,9%, безработные — 1,3%. В 1993 г. из 5,9 млн. работающих 5,1 млн. были заняты в сельском хозяйстве, 86 тыс. — в промышленности, включая горнодобывающую, 146 тыс. — в строительстве. 149 тыс. — в торговле, банковском и страховом секторе, 42 тыс. - на транспорте и в связи, 208 тыс. — в управлении, 243 тыс. — в других видах деятельности, включая сферу услуг и кустарное производство.

В 1998 г. общее число работающих составляло 7,3 млн. человек, из них в сельском хозяйстве (включая лесное хозяйство и рыболовство) было занято 5,5 млн. человек (75%). Среднегодовые темпы роста рабочей силы составляли: в 1980-1990 гг. — 2,5%, в 1990-1995 гг. — 3,1, в 1995-2000 гг. — 3,2%.

Таким образом, преобладающей частью населения является крестьянство. Крестьяне же составляют и самую бедную часть населения (в 1999 г. за чертой бедности проживало 71,3% населения). Основная форма социальной организации деревни — сельская община (фукунулуна). Она объединяет родственников, имеющих общего предка и проживающих на одной территории. Управляется фукунулуна советом, состоящим из старейшин и общинной знати. Члены общины связаны общими обязанностями, общими делами, создавая тем самым систему солидарности и взаимопомощи (фихаванана).

Множество функций, осуществляемых фукунулуной (хозяйственная, воспитательная, социальная помощь, поддержание общественного порядка и др.), делали ее привлекательной для самых разных политических режимов, которые пытались использовать ее в своих интересах. Сначала французы, потом малагасийское правительство делали попытки включить местные общины в свои планы экономических и социальных преобразований. В 1973 г. режим Г.Рамананцуа продолжил разработку концепции самоуправления, создав местные органы, при этом назначенных ранее функционеров должны были заменить избранные лица. В 1975 г. фукунулуна получила конституционный статус децентрализованного коллектива, ответственного за экономическое, социальное, культурное и муниципальное развитие. В это время насчитывалось около 11 тыс. фукунулун.

Крестьяне-общинники до сих пор составляют значительную часть сельского населения. Однако внедрение в сельское хозяйство экспортных культур и дальнейшее развитие товарно-денежных отношений повлекло за собой изменение традиционных отношений в общине, имущественное расслоение особенно ускорилось после Второй мировой войны, когда колониальные власти начали вводить практику предоставления кредитов и ссуд «серьезному крестьянству». Это привело к появлению крестьян-землевладельцев, выделившихся из общины. Проявляя большую независимость, они тем не менее сохраняют традиционные связи с общиной.

Особую прослойку в деревне составляет родоплеменная знать, вляиние которой в отдаленных сельских районах все еще значительно. В эту категорию входят старейшины рода, клана, потомки вождей, колдуны и т.п. Эта консервативная прослойка выступает хранительницей обычаев, обрядов, традиций, а также носительницей трибалистской идеологии.

Неуклонно растет армия наемных работников. В 1961 г. их число достигало 220 тыс. (из них в промышленности — 26 тыс.), в 1971 г. — 224 тыс. (в промышленности - около 70 тыс.), к 2001 г. — около 300 тыс. В 70-е годы неквалифицированные рабочие в сельском хозяйстве и горнорудной промышленности составляли почти 70%, а в промышленности и строительстве — 50%. В 80-е годы наблюдался рост численности наемных работников в связи со строительством ГЭС, цементных и мукомольных заводов, портовых сооружений, дорог. В 90-е годы новые рабочие места возникли в связи с появлением, так называемых льготных промышленно-экспортных зон (ЛПЭЗ). К 1996 г. В этих зонах было создано 125 предприятий, на которых было занято более 36 тыс. человек, к 2002 г. — 100 тыс. человек. В 1998 г. промышленность использовала 170 тыс. рабочих. С 1993 г. наблюдается быстрый рост предприятий в неформальном секторе.

Большинство работающих по найму занято на небольших (не более 50 человек) предприятиях. На крупных предприятиях, таких, как, например, судоремонтный завод в Анцеранане, работает более тысячи человек. До середины 80-х годов наибольшее число наемных работников было сосредоточено в сахарной промышленности (8,5 тыс.). К 2000 г. в текстильной отрасли работало более 30 тыс. человек.

В 70-х годах число безработных достигало 150 тыс. человек, к началу 80-х их число увеличилось на 16,5%. К 2000 г. безработица составляла 3% числа работающих, при широко распространенной неполной занятости, которая, по оценкам ВБ, составляет 85%.

Иностранных инвесторов привлекает дешевизна рабочей силы на Мадагаскаре. Минимальная гарантированная плата за труд в 2000 г. в сельском хозяйстве составляла 162,6 тыс. млг. фр. в месяц, в других отраслях  — 160 тыс. (около 25 долл.). До кризиса 2002 г. на текстильных предприятиях в льготной промышленно-экспортной зоне она равнялась 200 тыс. млг. фр. Во многих отраслях экономики используется труд детей (до 16 лет). Оплата их труда не превышает 8 долл. В месяц.

В 1973 г. для улучшения социального обеспечения трудящихся была создана Национальная касса социального страхования, из которой покрывались расходы на лечение ее членов, выплачивались пособия на детей. В конце 90-х годов менее 5% работающих по найму малагасийцев получали ссуды из этой кассы.

Национальная буржуазия начала формироваться в период французского колониального правления. Основу ее составляли землевладельцы и городские домовладельцы. В промышленности, торговле, банковском деле, где господствовал иностранный капитал, малагасийцам принадлежали лишь мелкие предприятия полукустарного типа, небольшие кафе, парикмахерские и т.п. Даже спустя 10 лет после достижения независимости национальному капиталу в промышленности принадлежало 10%, в торговле — 9,7% предприятий.

Представители национальной буржуазии активно поддерживали политику «малагасизации». В Хартии малагасийской социалистической революции национальная буржуазия рассматривалась как временный союзник в борьбе за национальное возрождение. Инвестиционный кодекс 1975 г. предусматривал льготы частным предприятиям, выполняющим государственные задания. В начале 80-х годов в Национальном народном собрании Мадагаскара 40% депутатов представляли среднюю и мелкую буржуазию. К 2002 г. Объединение предприятий Мадагаскара (ОПМ) включало 10 национальных ассоциаций и синдикатов, 4 региональных объединения и 47 связанных с ними предприятий — всего 670. Цель ОПМ — достижение партнерских отношений с властями в процессе выработки и осуществления либеральной экономической политики.

Средние слои малагасийского общества включают интеллигенцию, государственных служащих, офицерство, мелких предпринимателей города и деревни. Интеллигенция на Мадагаскаре по сравнению с другими африканскими странами многочисленна и имеет глубокие Исторические корни. Она начала формироваться задолго до французской колонизации в государстве Имерина. Ее лучшие представители активно участвовали в борьбе за национальную независимость. С каждым годом растет число врачей, преподавателей, юристов. Заметным влиянием и активностью в общественно-политической жизни страны Обладают государственные служащие и офицерство.

Средние предприниматели представлены владельцами предприятий, Транспортных средств, ремесленниками, кустарями, торговыми посредниками, лавочниками, ростовщиками. Эта прослойка довольно многочисленна и имеет тенденцию к росту за счет притока в города сельских жителей.