Меню сайта
|
Кризис власти на Мадагаскаре в середине 90-х г. XX в.-12-
В 1997 г. прошла инаугурация Дидье Рацираки, экс-президента Второй республики (1975-1991).
Д. Рацирака стал президентом в 34 года, избранный Военной директорией в 1975 году. Проиграв в 1993 г. выборы лидеру оппозиции Альберу Зафи, он уезжает во Францию, отказавшись от дальнейшей политической борьбы.
Его победа на досрочных президентских выборах 1996 г. во многом обусловлена глубоким кризисом в экономике, социальной и политической сфере и, как следствие, кризисом власти, вызванном импичментом Альбера Зафи. Н.Н. Родионова КРИЗИС ВЛАСТИ НА МАДАГАСКАРЕ В СЕРЕДИНЕ 90-х ГОДОВ ХХ в.
В начале 90-х гг. ХХ в. на Мадагаскаре начались демократические преобразования. В 1992 г. на референдуме была принята конституция III Республики. Президентская республика была заменена на парламентскую. Это был ответ на авторитарные тенденции режима II Республики (1975-1991 гг.).
Президент А. Зафи не смог в полной мере реализовать демократический потенциал малагасийского общества. Он столкнулся с глубоким кризисом, охватившим все стороны жизни общества ― экономику, культуру, социальное положение и, как следствие, политическую сферу. Правящая элита не хотела отдавать власть народу и создала широкий оппозиционный фронт против А. Зафи с целью отстранения его от власти. Новая конституция позволяла это сделать правовым, легитимным способом. Высший конституционный суд объявил А. Зафи импичмент в 1996 г., одновременно были назначены досрочные президентские выборы.
В выборах участвовало несколько кандидатов, среди них два экс-президента ― А. Зафи и Д. Рацирака.
Д. Рацирака в своих предвыборных речах и выступлениях отдавал дань новым веяниям времени и определял контуры своей будущей политики, связывая ее с либерализацией в экономике и демократической идеей. Он победил с незначительным перевесом голосов: Д. Рацирака (50,71%), А. Зафи ― 49,29%.
Д. Рацирака ― опытный политик, прагматик, способный на силовое решение, руководствуясь разумом, а не чувствами в решении конкретных политических задач. Он соединил в себе две ветви элиты Мадагаскара: политическую и военную. Во Франции он получил блестящее образование, сначала в иезуитском колледже Сен-Мишель, затем в военной -13- школе в Бретани. Владеет пятью языками и имеет высший военное звание Мадагаскара ― адмирал.
Пребывание в изгнании в 1993-1997 гг. дало ему определенный политический капитал. За это время страна забыла, что он инициатор кровавых событий августа 1991 г., крупный коррупционер, составивший свое огромное состояние (2 млрд долл.) путем воровства и разграбления богатств своей страны. В памяти остались стабильность режима во времена II Республики, хоть и на штыках, порядок, дешевый рис для населения, реализация социальных программ, а также мирный уход с поста президента в 1993 г.
Свое выступление на инаугурации в 1997 г. Д. Рацирака посвятил социальной программе своего правительства. Он провозгласил построение «гуманистической и экологической республики», в основе которой человек, и не просто человек, а бедные слои населения.
Правительство приступило к разработке Национальной программы преодоления бедности. По замыслу ее авторов к 2015 г. должно значительно сократиться число бедных малагасийцев. У этой группы населения ежедневный рацион составляет всего 1770 ккал при международной норме 2000. Именно эти 3/4 населения не имеют возможности потреблять чистую питьевую воду1. Согласно программе, в результате комплекса мер к 2015 г. из 15 млн бедных должно остаться около 5 млн. Одна из составляющих этого плана ― увеличение средств на проведение социальных программ за счет сокращения внешнего долга.
Однако на практике, в условиях, когда мировые цены на товары традиционного малагасийского экспорта продолжают падать, а новые кредиты по линии МВФ-МБРР фактически заморожены, государство вновь оказалось, в сущности, не в состоянии обеспечить полноценное финансирование социально-экономических программ. Д. Рацирака пытается найти дополнительный внутренний источник финансирования страны в опоре на традиционно присущий малагасийцам дух солидарности и взаимопомощи ("фихаванана"). Отталкиваясь от этой установки, Д. Рацирака предложил создать три специальных фонда для реализации программ развития, а также Национальный банк солидарности (НБС), который аккумулировал бы средства этих фондов и работал в области микрокредитов.
Первый фонд мог бы быть создан за счет добровольного перечисления в него госслужащими и работниками частного сектора экономики 3% их зарплаты, что обеспечило бы поступления в размере от 60 до 90 млрд малагасийских франков в год. Треть этой суммы будет направлена на финансирование экономического развития и реализацию проектов по созданию рабочих мест, треть ― на обеспечение банковских гарантий по кредитам, приобретения жилья и создания малых предприятий, еще одна треть ― депонирование на счет НБС для получения дохода. -14-
Второй фонд Д. Рацирака предложил направить на поддержку животноводства, представляющего собой основу экономической системы страны. Формировать его средства предполагается за счет добровольных пожертвований животноводов в расчете 3-4% от стоимости реализованного скота, что может составить в год до 120 млрд малагасийских франков. Треть суммы предназначалась бы для обеспечения бесплатного ветеринарного обслуживания скота, треть ― для извлечения дохода через помещение на счет в НБС.
Деятельность третьего фонда ― поддержка экспортных отраслей промышленности за счет добровольных перечислений предпринимателями 10% доходов от экспортных сделок, что могло бы дать 300 млрд малагасийских франков в год. Треть этой суммы предполагается использовать на улучшение условий производства (сооружение дорог в сельской местности, финансирования селекционных работ), треть ― на нужды стабилизации доходов от экспорта, оставшуюся треть ― поместить в НБС для получения доходов.
Д. Рацирака выступил также с инициативой создания «образцовых деревень XXI века», жители которых имели бы возможность приобрести на льготных условиях достаточно комфортабельное жилье, а все «общинные» программы социально-экономического развития, в т.ч. в таких сферах, как образование, здравоохранение, защита окружающей среды и т.д., осуществлялись бы в тесной координации усилий местного населения с деятельностью внешних инвесторов. Жизнь такой общины будет строиться на основе уважения традиционных моральных ценностей малагасийского общества, что поможет оградить население, особенно молодежь, от таких бед, как преступность и насилие, деградация нравственности. Примечательно, что Д. Рацирака выразил намерение финансировать данный проект на первом этапе за счет своих личных средств2.
Признавая важную роль либерализации экономики в обеспечении прогресса, Д. Рацирака считает, однако, что рынок и экономическая либерализация являются источником многих зол в современном мире. Поэтому приоритетное значение имеет всемерное укрепление традиционных устоев малагасийского общества.
Реформирование экономики Мадагаскара проходит в рамках выполнения Плана структурной реорганизации, предложенного МВФ и ВБ. Международная помощь по линии МВФ и ВБ является одним из источников финансирования малагасийской экономики. Поэтому возобновление этой помощи является важным для страны. В 1996 г. у Мадагаскара был острый конфликт с МВФ и ВБ по поводу выполнения обязательств. В результате переговоров Д. Рацираки с международными финансовыми институтами в 1997 г. явились займы и кредиты, а также возобновление рабочих отношений с ВБ и МВФ. -15-
Заметно улучшилась собираемость налогов, что позволило в апреле 1999 г. достичь договоренности с ВБ о предоставлении Мадагаскару в 1999-2000 гг. второго кредита на финансирование СПС в размере 100 млн долл. Административный совет МВФ принял решение предоставить Мадагаскару второй льготный кредит в 27,2 млн долл3.
Малагасийскому руководству удалось в целом преодолеть определенный кризис в отношениях с МВФ и ВБ. Дальнейшее развитие сотрудничества с ними будет во многом зависеть от того, сможет ли правительство выполнить взятые на себя обязательства, среди которых основными является достижение в 1999-2000 гг. прироста ВВП на 6%, сдерживание инфляции на уровне 4%, значительное увеличение валютных резервов ЦБ, обеспечение роста госдоходов и снижение расходов на содержание госаппарата, завершение приватизации "Жирама", "Салима" и "Эр Мадагаскар"4.
Хотя Д. Рацирака в беседе с корреспондентом "Marchés tropicaiux" говорил, что «международная помощь могла бы быть более разнообразной»... и «не является опорой малагасийской экономики»5, тем не менее, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы эта помощь была возобновлена. МВФ и ВБ в марте 2001 г. предоставили заем на три года в размере 103 млн долл.6 в рамках программы по снижению уровня бедности и содействию экономическому росту. Помимо основных задач на ближайшие три года МВФ рекомендовал увеличить ВВП с годовыми темпами роста 6% и поддерживать уровень инфляции на отметке 5%. Малагасийским властям рекомендовано также «осторожно подготовить децентрализацию функций региональных институтов». Другой крупный кредит в 125 млн долл. тоже должен пойти на содействие развития экономики и планирование мер по ликвидации бедности.
Изменилась политика Д. Рацираки и по отношению к Франции. Если в 1975 г. произошел полный разрыв отношений (выход из зоны франка, ликвидация военных баз, экспроприация собственности французских граждан), то сейчас отношения постепенно наладились. Франция стала приоритетным партнером Мадагаскара. Д. Рацирака подписал в Париже с министром по делам сотрудничества и франкофонии Шарлем Жосленом договор о сотрудничестве и развитии до 2003 г. и назвал его «пактом доверия» между двумя странами. В 2000 г. помощь Франции составила 276 млн ― 40% всей помощи, получаемой Мадагаскаром7.
Создан и благоприятный климат для иностранных инвестиций. В рейтинге конкурентоспособности экономик 24 африканских стран в ежегодном докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ), который обнародован в Дурбане в 2000 г., присутствует и Мадагаскар8. -16-
Рост иностранных инвестиций составил в 1999 г. 12,9, а в 2000-м ― 6,2% от ВВП. В свободные от налогов предприятия было вложено в 1997 г. 49 млрд долл, 1999-м ― до 120 млрд .
В интервью корреспонденту "Marchés tropicaux," премьер-министр Мадагаскара Тантели Г. Андрианариву сказал, что во главу угла развития экономики он ставит поощрение частного сектора, который со временем поможет правительству отказаться от международной помощи.
Программы МВФ и ВБ принесли определенные плоды. Доходы на душу населения составляли в 1998 г. 250 долл, в 1999-м ― 264, в 2000-м ―269; темпы экономического роста соответственно 3,6%, 3,9%, 1999-2000 гг. ― в среднем 4,9%; сокращение дефицита бюджета: 1996 г. ―8,7%; 2000-м ― 1,6% от ВВП10. «Ситуация улучшается уже 3 года, имеются существенные сдвиги в решении социальной сферы», сказал президент ВБ, посетив Мадагаскар в 1999 г.11
Для успешного развития экономики Д. Рацираке нужна была политическая стабильность. И он ее добивается, усилив полномочия власти президента, укрепляя ее по вертикали и горизонтали. Для этого необходимо было изменить и имидж пропрезидентской партии АРЕМА в духе либеральных реформ.
Идя на выборы 1996 г. АРЕМА имела только 38 мест в Национальном собрании из 150, в 1998 г. ― 62 из 150; на выборах в советы провинций она добилась большинства в 6 провинциях, кроме столицы12. В марте 2001 г. были проведены выборы в Сенат. Это были первые выборы в Сенат, т.к. в 1975 г. Д. Рацирака, придя к власти, заменил его на Высший революционный совет. В 1992 г. Сенат официально восстановлен в рамках конституции третьей республики. Вернулись к практике двухпалатного парламента I Республики. АРЕМА одержала победу, завоевав 49 из 60 избираемых мест13.
Для стабильности политической власти на Мадагаскаре важен был консенсус внутри правящей элиты. Поэтому Д. Рацирака назначил на пост премьер-министра П. Ракумумаву ― мерина по этнической принадлежности, тем самым соблюдая правило компромисса между котье (президент) и мерина (премьер-министр).
Национальное собрание не играло важной роли в обществе, и ограничивалось главным образом постоянными поисками материальных выгод и политическими склоками (за 1999 г. ― зарплата парламентариям была повышена в 4 раза)14.
В таких условиях президент Д. Рацирака продолжал увеличивать свои властные полномочия. Конституционная реформа, принятая на -17- референдуме в 1998 г. и утвержденная Высшим Конституционным судом в апреле 1998 г., положила конец парламентскому режиму, сделан шаг в сторону президентской республики, форма которой в большей степени отвечала взглядам Д. Рацираки: возвращала ему право назначать премьер-министра не из состава парламентского большинства, определять политику правительства, предоставляла право роспуска Национального собрания.
Часть оппозиционных партий, в т.ч. ФФКМ (Совет христианских церквей Мадагаскара), объявили бойкот референдуму, видя в нем возврат к диктатуре и гибель демократии.
Другой важный вопрос, вынесенный на референдум 1998 г., ― размежевание центральной и провинциальных властей. Законодательно были определены их права. Организована система местного самоуправления, введена федеративная система власти. Региональная элита всегда поддерживала Д. Рацираку и составляла надежную базу его электората.
Д. Рацирака для поддержки своей власти использовал и традиционную структуру. На Великом острове около 18 крупных этнических групп. Ему удалось мирными переговорами решить спорные проблемы. Он опирался на большие семьи, из которых состоят этносы. Не трогал их исторически сложившихся привилегий, не преследовал тех членов семей, которые не были ему лояльны в период забвения.
Немаловажным фактором поддержки Д. Рацираки была армия. Она всегда играла важную роль в социальной структуре малагасийского общества, где президент является Верховным главнокомандующим. Дивизионный генерал M. Рандзева, министр вооруженных сил, был верен МВД и режиму.
На Мадагаскаре существовала легальная оппозиция, представленная различными силами. Самым непримиримым критиком действий президента были религиозные круги. Они традиционно имеют важное значение в политической жизни страны (Совет христианских церквей Мадагаскара ― ФФКМ). Все остальные 150 партий вместо того, чтобы пытаться объединиться и выработать общую платформу демократической оппозиции, в прессе афишировали свои разногласия15. Оппозиция пыталась привлечь народ на митинги, но не было единства «поднять бунт», а население не хотело втягиваться в новую авантюру. В программе оппозиционных партий часто присутствовали просто популистские лозунги: экспроприация богатых, участие в дележе, а не упорная работа. Эти идеи не собирали большого количества людей, но, тем не менее, имели место манифестации и другие акты неповиновения властям. Так, 27 декабря 2000 г. при разгоне демонстрации было арестовано 12 человек, 16 ― ранено. Около 300-500 человек еженедельно -18- выходили на пикетирование в столице с требованиями об отставке правительства.
Умение управлять оппозицией ― традиция политической культуры Мадагаскара. Еще первый президент Ф. Циранана говорил: «Мы разрешаем оппозиции существовать, но не разрешаем ей действовать»16. Д. Рацирака владеел этими приемами великолепно. Он разрешал оппозиции существовать, но мог перекрыть им финансовые потоки. Слабая и управляемая оппозиция позволяла правительству контролировать внутриполитическую ситуацию. Но на страницах оппозиционной прессы допускалась критика политики президента и его личности.
Имидж и авторитет Д. Рацираки был под угрозой в связи с серьезной коррупцией в стране. Коррупция ― давно запущенная болезнь Мадагаскара. При Д. Рацираке она расцвела как никогда пышно, считает "Транпэренси Интернэшнл", международная организация, ежегодно публикующая отчеты о положении с коррупцией в мире. "Лидерство" среди вымогателей с белыми воротничками держали полицейские, чиновники всевозможных отделов регистрации, таможенники и налоговики. Причем, как отмечали опрошенные, на поборы чиновников толкает в первую очередь вовсе не нищета, а алчность и безнаказанность 17.
Непотизм и коррупция, прежде всего его собственной семьи и окружения, задушили талантливого и умного человека, которым был Д. Рацирака18.
В целом надежды избирателей оправдались ― Д. Рацирака, лидер старого, авторитарного режима, справился со своей задачей. Впервые темпы экономического роста стали опережать прирост народонаселения и составили 8% в год.
Достигнута и внутриполитическая стабильность. Нельзя сказать, что воцарился социальный мир, но даже Госдеп США в своих публикациях называет Мадагаскар страной со стабильным режимом, благоприятным инвестиционным климатом, куда можно вкладывать деньги.
Наряду с развитием частного сектора Д. Рацирака сохранил приверженность к государственному регулированию экономики. Политика «малых шагов» в решении задач структурной перестройки помогла избежать кризисных явлений в экономике. Президент контролировал положение в стране и удерживал важные рычаги власти.
1 Пульс планеты. ― М.: ИТАР-ТАСС. ― 22 февраля 2000, АФ. Л. 9. 2 Полпред. ― М., 2000. ― С. 145. 3 Полпред, 2000. ― С.145. 4 Пульс планеты, 6 июня 2000. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 3. 5 Marchés tropicaux. ― Paris, 1999. ― № 2315. ― P. 10-11. 6 Пульс планеты, 15 марта 2001. ИТАР-ТАСС. АФ. Л.8. 7 Marchés tropicaux, 2001. ― № 2433. ― P. 1304. 8 Пульс планеты, 6 июля 2000. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 10. 9 Jeune Afrique. Paris, 1993. ― № 2108. ― Р. 1312. 10 Marchés tropicaux, 1999. ― № 2315. ― P. 1034. [1]1 Marchés tropicaux, 2001. ― № 2433. ― P. 1304. [1]2 Jeune Afrique, 2001. ― № 2108. ― Р. 1312. 13 Пульс планеты, 20 марта 2001. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 7. 14 Marchés tropicaux, 1999. ― № 2315. ― P. 1022. 15 Marchés tropicaux, 1999. ― № 2315. ― P. 1023. 16 Le monde. ― Paris, 4 Mars 1964. 17 Пульс планеты, 3 июня 2002. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 11. 18 Jeune Afrique, 1993. ― № 1680. ― Р. 39. |