КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Кризис власти на Мадагаскаре в середине 90-х г. XX в.

-12-

 

 

           В 1997 г. прошла инаугурация Дидье Рацираки, экс-президента Второй республики (1975-1991).

          Д. Рацирака стал президентом в 34 года, из­бранный Военной директорией в 1975 году. Проиг­рав в 1993 г. выборы лидеру оппозиции Альберу Зафи, он уезжает во Францию, отказавшись от дальнейшей политической борьбы.

         Его победа на досрочных президентских вы­борах 1996 г. во многом обусловлена глубоким кризисом в экономике, социальной и политиче­ской сфере и, как следствие, кризисом власти, вызванном импичментом Альбера Зафи.

 Н.Н. Родионова

КРИЗИС ВЛАСТИ НА МАДАГАСКАРЕ В СЕРЕДИНЕ 90-х ГОДОВ ХХ в.

        В начале 90-х гг. ХХ в. на Мадагаскаре начались демократиче­ские преобразования. В 1992 г. на референдуме была принята конституция III Республики. Президентская республика была заменена на парламентскую. Это был ответ на авторитарные тенденции режима II Республики (1975-1991 гг.).

       Президент А. Зафи не смог в полной мере реализовать демократиче­ский потенциал малагасийского общества. Он столкнулся с глубоким кризисом, охватившим все стороны жизни общества ― экономику, культу­ру, социальное положение и, как следствие, политическую сферу. Правя­щая элита не хотела отдавать власть народу и создала широкий оппози­ционный фронт против А. Зафи с целью отстранения его от власти. Новая конституция позволяла это сделать правовым, легитимным способом. Высший конституционный суд объявил А. Зафи импичмент в 1996 г., од­новременно были назначены досрочные президентские выборы.

    В выборах участвовало несколько кандидатов, среди них два экс-президента ― А. Зафи и Д. Рацирака.

        Д. Рацирака в своих предвыборных речах и выступлениях отдавал дань новым веяниям времени и определял контуры своей будущей по­литики, связывая ее с либерализацией в экономике и демократической идеей. Он победил с незначительным перевесом голосов: Д. Рацирака (50,71%), А. Зафи ― 49,29%.

      Д. Рацирака ― опытный политик, прагматик, способный на силовое решение, руководствуясь разумом, а не чувствами в решении конкрет­ных политических задач. Он соединил в себе две ветви элиты Мадага­скара: политическую и военную. Во Франции он получил блестящее образование, сначала в иезуитском колледже Сен-Мишель, затем в во­енной

 -13-

школе в Бретани. Владеет пятью языками и имеет высший во­енное звание Мадагаскара ― адмирал.

     Пребывание в изгнании в 1993-1997 гг. дало ему определенный по­литический капитал. За это время страна забыла, что он инициатор кровавых событий августа 1991 г., крупный коррупционер, составив­ший свое огромное состояние (2 млрд долл.) путем воровства и раз­грабления богатств своей страны. В памяти остались стабильность режима во времена II Республики, хоть и на штыках, порядок, деше­вый рис для населения, реализация социальных программ, а также мирный уход с поста президента в 1993 г.

       Свое выступление на инаугурации в 1997 г. Д. Рацирака посвятил социальной программе своего правительства. Он провозгласил по­строение «гуманистической и экологической республики», в основе которой человек, и не просто человек, а бедные слои населения.

       Правительство приступило к разработке Национальной программы преодоления бедности. По замыслу ее авторов к 2015 г. должно значи­тельно сократиться число бедных малагасийцев. У этой группы населе­ния ежедневный рацион составляет всего 1770 ккал при международной норме 2000. Именно эти 3/4 населения не имеют возможности потреб­лять чистую питьевую воду1. Согласно программе, в результате ком­плекса мер к 2015 г. из 15 млн бедных должно остаться около 5 млн.

        Одна из составляющих этого плана ― увеличение средств на прове­дение социальных программ за счет сокращения внешнего долга.

        Однако на практике, в условиях, когда мировые цены на товары традиционного малагасийского экспорта продолжают падать, а новые кредиты по линии МВФ-МБРР фактически заморожены, государство вновь оказалось, в сущности, не в состоянии обеспечить полноценное финансирование социально-экономических программ. Д. Рацирака пытается найти дополнительный внутренний источник финансирова­ния страны в опоре на традиционно присущий малагасийцам дух со­лидарности и взаимопомощи ("фихаванана"). Отталкиваясь от этой установки, Д. Рацирака предложил создать три специальных фонда для реализации программ развития, а также Национальный банк соли­дарности (НБС), который аккумулировал бы средства этих фондов и работал в области микрокредитов.

       Первый фонд мог бы быть создан за счет добровольного перечисления в него госслужащими и работниками частного сектора экономики 3% их зарплаты, что обеспечило бы поступления в размере от 60 до 90 млрд ма­лагасийских франков в год. Треть этой суммы будет направлена на фи­нансирование экономического развития и реализацию проектов по созда­нию рабочих мест, треть ― на обеспечение банковских гарантий по кредитам, приобретения жилья и создания малых предприятий, еще одна треть ― депонирование на счет НБС для получения дохода.

 -14-

     Второй фонд Д. Рацирака предложил направить на поддержку жи­вотноводства, представляющего собой основу экономической системы страны. Формировать его средства предполагается за счет доброволь­ных пожертвований животноводов в расчете 3-4% от стоимости реали­зованного скота, что может составить в год до 120 млрд малагасийских франков. Треть суммы предназначалась бы для обеспечения бесплат­ного ветеринарного обслуживания скота, треть ― для извлечения дохо­да через помещение на счет в НБС.

      Деятельность третьего фонда ― поддержка экспортных отраслей про­мышленности за счет добровольных перечислений предпринимателями 10% доходов от экспортных сделок, что могло бы дать 300 млрд малага­сийских франков в год. Треть этой суммы предполагается использо­вать на улучшение условий производства (сооружение дорог в сель­ской местности, финансирования селекционных работ), треть ― на нужды стабилизации доходов от экспорта, оставшуюся треть ― помес­тить в НБС для получения доходов.

    Д. Рацирака выступил также с инициативой создания «образцовых деревень XXI века», жители которых имели бы возможность приобре­сти на льготных условиях достаточно комфортабельное жилье, а все «общинные» программы социально-экономического развития, в т.ч. в таких сферах, как образование, здравоохранение, защита окружающей среды и т.д., осуществлялись бы в тесной координации усилий мест­ного населения с деятельностью внешних инвесторов. Жизнь такой общины будет строиться на основе уважения традиционных мораль­ных ценностей малагасийского общества, что поможет оградить насе­ление, особенно молодежь, от таких бед, как преступность и насилие, деградация нравственности. Примечательно, что Д. Рацирака выразил намерение финансировать данный проект на первом этапе за счет сво­их личных средств2.

      Признавая важную роль либерализации экономики в обеспечении прогресса, Д. Рацирака считает, однако, что рынок и экономическая либерализация являются источником многих зол в современном мире. Поэтому приоритетное значение имеет всемерное укрепление тради­ционных устоев малагасийского общества.

      Реформирование экономики Мадагаскара проходит в рамках вы­полнения Плана структурной реорганизации, предложенного МВФ и ВБ. Международная помощь по линии МВФ и ВБ является одним из источников финансирования малагасийской экономики. Поэтому во­зобновление этой помощи является важным для страны. В 1996 г. у Мадагаскара был острый конфликт с МВФ и ВБ по поводу выполне­ния обязательств. В результате переговоров Д. Рацираки с междуна­родными финансовыми институтами в 1997 г. явились займы и креди­ты, а также возобновление рабочих отношений с ВБ и МВФ.

-15-

    Заметно улучшилась собираемость налогов, что позволило в апреле 1999 г. достичь договоренности с ВБ о предоставлении Мадагаскару в 1999-2000 гг. второго кредита на финансирование СПС в размере 100 млн долл. Административный совет МВФ принял решение пре­доставить Мадагаскару второй льготный кредит в 27,2 млн долл3.

       Малагасийскому руководству удалось в целом преодолеть опреде­ленный кризис в отношениях с МВФ и ВБ. Дальнейшее развитие со­трудничества с ними будет во многом зависеть от того, сможет ли пра­вительство выполнить взятые на себя обязательства, среди которых основными является достижение в 1999-2000 гг. прироста ВВП на 6%, сдерживание инфляции на уровне 4%, значительное увеличение ва­лютных резервов ЦБ, обеспечение роста госдоходов и снижение рас­ходов на содержание госаппарата, завершение приватизации "Жирама", "Салима" и "Эр Мадагаскар"4.

    Хотя Д. Рацирака в беседе с корреспондентом "Marchés tropicaiux" говорил, что «международная помощь могла бы быть более разнообраз­ной»... и «не является опорой малагасийской экономики»5, тем не менее, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы эта помощь была во­зобновлена. МВФ и ВБ в марте 2001 г. предоставили заем на три года в размере 103 млн долл.6 в рамках программы по снижению уровня бед­ности и содействию экономическому росту. Помимо основных задач на ближайшие три года МВФ рекомендовал увеличить ВВП с годовыми темпами роста 6% и поддерживать уровень инфляции на отметке 5%. Малагасийским властям рекомендовано также «осторожно подготовить децентрализацию функций региональных институтов». Другой круп­ный кредит в 125 млн долл. тоже должен пойти на содействие развития экономики и планирование мер по ликвидации бедности.

        Изменилась политика Д. Рацираки и по отношению к Франции. Ес­ли в 1975 г. произошел полный разрыв отношений (выход из зоны франка, ликвидация военных баз, экспроприация собственности фран­цузских граждан), то сейчас отношения постепенно наладились. Франция стала приоритетным партнером Мадагаскара. Д. Рацирака подписал в Париже с министром по делам сотрудничества и франкофонии Шарлем Жосленом договор о сотрудничестве и развитии до 2003 г. и назвал его «пактом доверия» между двумя странами. В 2000 г. помощь Франции составила 276 млн ― 40% всей помощи, получаемой Мадагаскаром7.

      Создан и благоприятный климат для иностранных инвестиций. В рейтинге конкурентоспособности экономик 24 африканских стран в ежегодном докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ), который обнародован в Дурбане в 2000 г., присутствует и Мадагаскар8.

 -16-

       Рост иностранных инвестиций составил в 1999 г. 12,9, а в 2000-м ― 6,2% от ВВП. В свободные от налогов предприятия было вложено в 1997 г. 49 млрд долл, 1999-м ― до 120 млрд .

      В интервью корреспонденту "Marchés tropicaux," премьер-министр Мадагаскара Тантели Г. Андрианариву сказал, что во главу угла разви­тия экономики он ставит поощрение частного сектора, который со временем поможет правительству отказаться от международной по­мощи.

    Программы МВФ и ВБ принесли определенные плоды. Доходы на душу населения составляли в 1998 г. 250 долл, в 1999-м ― 264, в 2000-м ―269; темпы экономического роста соответственно 3,6%, 3,9%, 1999-2000 гг. ― в среднем 4,9%; сокращение дефицита бюджета: 1996 г. ―8,7%; 2000-м ― 1,6% от ВВП10. «Ситуация улучшается уже 3 года, име­ются существенные сдвиги в решении социальной сферы», сказал президент ВБ, посетив Мадагаскар в 1999 г.11

       Для успешного развития экономики Д. Рацираке нужна была поли­тическая стабильность. И он ее добивается, усилив полномочия власти президента, укрепляя ее по вертикали и горизонтали. Для этого необ­ходимо было изменить и имидж пропрезидентской партии АРЕМА в духе либеральных реформ.

       Идя на выборы 1996 г. АРЕМА имела только 38 мест в Националь­ном собрании из 150, в 1998 г. ― 62 из 150; на выборах в советы провинций она добилась большинства в 6 провинциях, кроме столицы12. В марте 2001 г. были проведены выборы в Сенат. Это были первые выборы в Сенат, т.к. в 1975 г. Д. Рацирака, придя к власти, заменил его на Высший революционный совет. В 1992 г. Сенат официально вос­становлен в рамках конституции третьей республики. Вернулись к практике двухпалатного парламента I Республики. АРЕМА одержала победу, завоевав 49 из 60 избираемых мест13.

        Для стабильности политической власти на Мадагаскаре важен был консенсус внутри правящей элиты. Поэтому Д. Рацирака назначил на пост премьер-министра П. Ракумумаву ― мерина по этнической при­надлежности, тем самым соблюдая правило компромисса между котье (президент) и мерина (премьер-министр).

       Национальное собрание не играло важной роли в обществе, и огра­ничивалось главным образом постоянными поисками материальных выгод и политическими склоками (за 1999 г. ― зарплата парламентари­ям была повышена в 4 раза)14.

       В таких условиях президент Д. Рацирака продолжал увеличивать свои властные полномочия. Конституционная реформа, принятая на

 -17-

референдуме в 1998 г. и утвержденная Высшим Конституционным су­дом в апреле 1998 г., положила конец парламентскому режиму, сделан шаг в сторону  президентской республики, форма которой в большей степени отвечала взглядам Д. Рацираки: возвращала ему право назна­чать премьер-министра не из состава парламентского большинства, определять политику правительства, предоставляла право роспуска Национального собрания.

      Часть оппозиционных партий, в т.ч. ФФКМ (Совет христианских церквей Мадагаскара), объявили бойкот референдуму, видя в нем воз­врат к диктатуре и гибель демократии.

       Другой важный вопрос, вынесенный на референдум 1998 г., ― раз­межевание центральной и провинциальных властей. Законодательно были определены их права. Организована система местного само­управления, введена федеративная система власти. Региональная элита всегда поддерживала Д. Рацираку и составляла надежную базу его электората.

       Д. Рацирака для поддержки своей власти использовал и традицион­ную структуру. На Великом острове около 18 крупных этнических групп. Ему удалось мирными переговорами решить спорные проблемы. Он опирался на большие семьи, из которых состоят этносы. Не трогал их исторически сложившихся привилегий, не преследовал тех членов семей, которые не были ему лояльны в период забвения.

       Немаловажным фактором поддержки Д. Рацираки была армия. Она всегда играла важную роль в социальной структуре малагасийского общества, где президент является Верховным главнокомандующим. Дивизионный генерал M. Рандзева, министр вооруженных сил, был верен МВД и режиму.

      На Мадагаскаре существовала легальная оппозиция, представлен­ная различными силами. Самым непримиримым критиком действий президента были религиозные круги. Они традиционно имеют важное значение в политической жизни страны (Совет христианских церквей Мадагаскара ― ФФКМ). Все остальные 150 партий вместо того, чтобы пытаться объединиться и выработать общую платформу демократической оппозиции, в прессе афишировали свои разногласия15. Оппози­ция пыталась привлечь народ на митинги, но не было единства «под­нять бунт», а население не хотело втягиваться в новую авантюру. В программе оппозиционных партий часто присутствовали просто по­пулистские лозунги: экспроприация богатых, участие в дележе, а не упорная работа. Эти идеи не собирали большого количества людей, но, тем не менее, имели место манифестации и другие акты неповино­вения властям. Так, 27 декабря 2000 г. при разгоне демонстрации было арестовано 12 человек, 16 ― ранено. Около 300-500 человек ежене­дельно

 -18-

выходили на пикетирование в столице с требованиями об от­ставке правительства.

      Умение управлять оппозицией ― традиция политической культуры Мадагаскара. Еще первый президент Ф. Циранана говорил: «Мы раз­решаем оппозиции существовать, но не разрешаем ей действовать»16. Д. Рацирака владеел этими приемами великолепно. Он разрешал оппо­зиции существовать, но мог перекрыть им финансовые потоки. Слабая и управляемая оппозиция позволяла правительству контролировать внутриполитическую ситуацию. Но на страницах оппозиционной прес­сы допускалась критика политики президента и его личности.

        Имидж и авторитет Д. Рацираки был под угрозой в связи с серьезной коррупцией в стране. Коррупция ― давно запущенная болезнь Мадага­скара. При Д. Рацираке она расцвела как никогда пышно, считает "Транпэренси Интернэшнл", международная организация, ежегодно публикующая отчеты о положении с коррупцией в мире. "Лидерство" среди вымогателей с белыми воротничками держали полицейские, чи­новники всевозможных отделов регистрации, таможенники и налогови­ки. Причем, как отмечали опрошенные, на поборы чиновников толкает в первую очередь вовсе не нищета, а алчность и безнаказанность 17.

        Непотизм и коррупция, прежде всего его собственной семьи и ок­ружения, задушили талантливого и умного человека, которым был Д. Рацирака18.

     В целом надежды избирателей оправдались ― Д. Рацирака, лидер старого, авторитарного режима, справился со своей задачей. Впервые темпы экономического роста стали опережать прирост народонаселе­ния и составили 8% в год.

    Достигнута и внутриполитическая стабильность. Нельзя сказать, что воцарился социальный мир, но даже Госдеп США в своих публи­кациях называет Мадагаскар страной со стабильным режимом, благо­приятным инвестиционным климатом, куда можно вкладывать деньги.

       Наряду с развитием частного сектора Д. Рацирака сохранил при­верженность к государственному регулированию экономики. Полити­ка «малых шагов» в решении задач структурной перестройки помогла избежать кризисных явлений в экономике. Президент контролировал положение в стране и удерживал важные рычаги власти.

 

1 Пульс планеты. ― М.: ИТАР-ТАСС. ― 22 февраля 2000, АФ. Л. 9.

2 Полпред. ― М., 2000. ― С. 145.

3 Полпред, 2000. ― С.145.

4 Пульс планеты, 6 июня 2000. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 3.

5 Marchés tropicaux. ― Paris, 1999. ― № 2315. ― P. 10-11.

6 Пульс планеты, 15 марта 2001. ИТАР-ТАСС. АФ. Л.8.

7 Marchés tropicaux, 2001. ― № 2433. ― P. 1304.

8 Пульс планеты, 6 июля 2000. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 10.

9 Jeune Afrique. Paris, 1993. ― № 2108. ― Р. 1312.

10 Marchés tropicaux, 1999. ― № 2315. ― P. 1034.

[1]1 Marchés tropicaux, 2001. ― № 2433. ― P. 1304.

[1]2 Jeune Afrique, 2001. ― № 2108. ― Р. 1312.

13 Пульс планеты, 20 марта 2001. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 7.

14 Marchés tropicaux, 1999. ― № 2315. ― P. 1022.

15 Marchés tropicaux, 1999. ― № 2315. ― P. 1023.

16 Le monde. ― Paris, 4 Mars 1964.

17 Пульс планеты, 3 июня 2002. ИТАР-ТАСС. АФ. Л. 11.

18 Jeune Afrique, 1993. ― № 1680. ― Р. 39.