КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

"Философия жизни малагасийца", продолжение (часть 2)

…ворот жизни ― проявляется «божественное дыхание» человека, его боже­ственная сущность. Как бог-творец моделирует мироздание, макро­космос, так индивид моделирует микрокосмос, поддерживая кругово­рот жизни в своей семье, в своем клане.

      Осуществление туди каждым индивидом ― гарантия жизни общества в прошлом, настоящем и будущем, где прошлое ― постоянно живая память, верный критерий оценки и вечная гавань для возвращения.

      Закон связи поколений (туди), отмечает Р. Андриамандзату, опреде­ляя предназначение индивида, уделяет особое место солидарности индивидов в рамках семьи, клана и шире ― фукунулуны, всего племени.

      Связь поколений проявляется не только в связи прошлого, настоящего и будущего, но и в настоящем. Дела отца могут отразиться на его сыне, и, наоборот, братья ответственны друг за друга, как ответственны друг за друга и члены фукунулуны. Связи между членами семьи, фукунулуны нерасторжимы, ибо все члены одного сообщества ― равные участники круговорота жизни. Особенно важна семья.13

   Туди, таким образом, определяет первичный порядок, перво­степенную гарантию нормального существования и взаимодействия вещей мира. Этот порядок универсален, и его характер един в мире физическом, рациональном, чувственном. Творец и дирижер этого

-101-

порядка – Бог, но и индивид играет значительную роль в поддержании этого порядка. Более того, малагасийское сознание уделяет большое внимание личной ответственности индивида за свои дела и поступки. «Поступки человека как салака14 обернуты вокруг его тела». В этой пословице выражена мысль о том, что все поступки человека всегда с ним. Хорошие или плохие, но их последствия сказываются на судьбе индивида, делая его счастливым, удачливым или несчастным. Поступки человека через его судьбу влияют и на других людей, и на мировой порядок.

1 Andriamanjato R. Le Tsiny et le Tody dans la pensée malgache. – Antananarivo, 1982. –  P. 7-9.

2 Там же. – P. 52-54.

3 Там же. – P.21.

4 Mangalaza E. Essai de philosophie Betsimisaraka//Publication du Centre Universitaire Régionale de Tuléar. Série Recherche 5. – [Б.м., б.г.]. – P. 34; Randrianarisoa P. L'enfant et son éducation dans la civilisation traditionelle malgache //Les Croyances et les Coutumes Malgaches. – [Б.м.], 1982. – № 1. – P. 42-43.

5 Andriamanjato R. Цит.соч. – P. 51.

6 Там же. – P. 35.

7 Обряд переворачивания – обязательная в каждой семье (и в наши дни) форма общения с предками. Суть его в следующем: регулярно, через определенные промежутки времени, в день, назначенный гадальщиком, останки извлекаются из склепа, торжественно доставляются в дом, где оборачиваются в новые (взамен истлевших) покровы и вновь помещаются в склеп. Обряд сопровождается торжественными церемониями, речами, обращенными к предкам, угощением с ритуальным забо­ем жертвенного животного, пением и танцами.

8 Andriamanjato R. Цит.соч. – P. 34-42.

9  Там же. – P. 16 18.

10 Там же. – P. 41.

11 Там же. – P. 71-72.

12 Там же. – P. 73.

13 Там же. – P. 75.

14 Салака – кусок ткани, в которую обертываются и женщина, и мужчина, закрывая торс и оставляя открытыми плечи; дру­гой кусок ткани, может быть накинут на плечи.