КЛУБ ДРУЗЕЙ МАДАГАСКАРА

Религиозный фактор

-76-



            Исторически сложилось так, что конфессиональный фактор имеет большое значение для политического пейзажа на Мадагаскаре. Как и клановая система и другие формы социализации традиционного общества, принадлеж­ность к той или иной конфессии являет­ся дополнительным каналом влияния на власть, получения привилегий, влияния в обществе.

           Христианские церкви сыграли решаю­щую роль в мобилизации народной под­ держки М. Равалуманане в его борьбе за власть и противостоянии с бывшим президентом Д. Рациракой. О взаимоотно­шениях церкви и власти на Мадагаскаре рассказывается в статье Н. Н. Родионовой.

Н. Н. Родионова

РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

МАДАГАСКАРА

       Мадагаскар ― поликонфессиональная страна, где культурные традиции представлены традиционными верованиями и мировыми религиями.

      Базовой системой всех верований на Мадагаскаре был и остается анимизм, вера в души и духов не только людей, живых и мертвых, но и всех предметов и явлений окружающего мира. Центральную роль в нем играет культ предков и связанные с ними погребальные обряды.

       К началу XIX века однако произошло вырождение местных культов. Обожествление местных правителей и их изображение «сампи» становится их тупиковой ветвью.1

     Малагасийское общество нуждалось в новых идеологических доктринах. Христианскую культуру принесли с собой миссионеры. Но Мадагаскар долгие годы был закрыт для европейцев, и только в 1815 г. король Радама открыл остров для западных миссий.

      Миссионерские общества представляли собой организованную, хорошо финансируемую силу, что отразилось на роли и месте религии и церкви в малагасийском обществе.

  С конца XVIII века широко распространилась деятельность протестантских миссий, в частности Лондонского миссионерского общества (ЛМО). В 1868 г. Мадагаскар принимает протестантизм как

 -77- 

государственную религию. Это была победа Англии в соперничестве с Францией за влияние на острове. Тем самым Мадагаскар отдавал себя под духовное покровительство Англии, которая отличалась более гибкой политикой, чем Франция. Англия делала ставку на культурное проникновение в малагасийское общество, и это ей удалось.

     Христианская церковь терпимо относилась к местным религиям, и это позволило ей легко найти свою нишу в малагасийском обществе. Христианство стало быстро распространяться по всему острову. Сначала его приняли члены королевской семьи, знать, затем и население. Этому способствовало несколько причин, одной из которых, по мнению видного малагасийского политического лидера и теолога пастора Р. Андриамандзату, является то, что в силу внутренних факторов развития «Мадагаскар был предхристианской страной».2

      Христианской церковью на Мадагаскаре создана система образо­вания, финансируемая церковью. С помощью миссий в стране было открыто более двух тысяч школ,3 в том числе миссионерские школы, где обучались как мальчики, так и девочки.

    Изучение французского и английского языков раскрывало перспек­тивы европейского образования перед малагасийской духовной элитой, что позволяло ей знакомиться с достижениями мировой куль­туры. Высшее христианское духовенство входит в духовную и политическую элиту Мадагаскара, наряду с интеллигенцией и военными.

     Лондонское миссионерское общество в 1828 г. основало в столице первую типографию. В 1835 г. был напечатан полный перевод Библии на малагасийский язык, что имело важное значение для формирования литературного языка. С 1861-го ― в больших количествах стали выпус­каться книги по заказу миссионерских обществ.

    Каждая миссия имела собственную типографию: католическая миссия открыла свою типографию в 1866 г., лютеранская ― в 1872 г., англиканская  ― в 1875 г., норвежское миссионерское общество ― в 1877 г. Королевская типография была создана в 1869 г.

    В январе 1866 г. представители протестантского ЛМО в целях популяризации идей христианства и западных культурных ценностей основали первую в стране религиозную газету на малагасийском языке «Тени суа» («Добрые советы»).

       Христианство на Мадагаскаре становится частью национальной культуры. Церковь поддержала новые институты власти на Мада­гаскаре, монархию этнической группы мерина. Король Андрианампуйнимерина проводил реформы по объединению всего острова под своей властью (1787-1810) и нуждался в поддержке, которую ему и оказали протестанты Англии.4

 - 78- 

     Церковь и государство на Мадагаскаре имеют тесные связи, но эти связи носят сложный и неоднозначный характер. Две эти силы, занимающие ведущие роли в обществе, не могут существовать друг без друга: «церковь и государство как рис и вода на Мадагаскаре».5 Церковь отделена от государства, но пользуется большим влиянием.

      Протестантизм исповедовали в основном среди этнической группы мерина, где уже в конце XIX века существовали зачатки нового капи­талистического уклада. Он способствовал формированию националь­ной буржуазии Мадагаскара, создавал моральный и нравственный авторитет деловой активности.6 Протестанты не имели жесткой организации, подобно католикам, поэтому смогли лучше адапти­роваться в малагасийском обществе. За протестантами стояла деловая активность стран Запада, ее материальная и моральная поддержка: Англия, США и Германия проводили гибкую колониальную политику. Протестантизм воспринимался интеллигенцией и элитой как символ свободы и независимости по сравнению с католицизмом, который олицетворял страну-метрополию.

      Католическая церковь на Мадагаскаре всегда была проводником французского влияния. Она делала ставку на поддержку метрополии во всех областях, готовила кадры для управления колонией, а также политическую элиту, высшее офицерство и духовенство. Так, коллеж в Монпелье закончили многие видные деятели Мадагаскара, одним из которых был Ф. Циранана ― первый президент страны.

     Финансирование католической церкви намного превосходило фи­нансирование протестантской церкви, чему в значительной мере способствовала большая диаспора проживавших на Мадагаскаре французов, получавших материальную помощь от религиозных орга­низаций из за рубежа.7 Цивилизаторская миссия христианства система образования, строительство и патронаж больниц и госпиталей опирается на глубокую религиозность малагасийцев и способствует укреплению авторитета христианских церквей в обществе.

      Христианская церковь на Мадагаскаре (как часть западной культу­ры) играла прогрессивную роль в политическом и культурном разви­тии страны. Национально освободительное движение на Мадагаскаре объединило под свои знамена различные слои населения, а христиан­ское духовенство входило в духовную элиту Мадагаскара наряду с интеллигенцией.8

    Сутану священника носили первые руководители тайных обществ, целью которых была борьба за независимость, духовное возрождение нации. В 1910 г. пастор Равелудзауна совместно с группой студентов медицинской школы создал «Христианский союз молодых людей» Тананариве, где ставились проблемы духовного возрождения мала­гасийского общества. В 1912 г. в Париже было образовано первое

-79- 

тайное общество «V.V.S.», которое ставило своей целью борьбу за независимость. Инициаторами были священники В. Манифатра и Рафирига. К середине 1915 г. общество имело разветвленную сеть по всему острову. Руководство обществом осуществляли религиозные деятели: 3 католика и 3 протестанта.9

    В этот период были определены тактические приемы и методы политического поведения. Прежде всего, это пацифизм, при котором приоритетом пользовались парламентские и ненасильственные фор­мы борьбы. Именно они отвечали менталитету малагасийцев и нрав­ственным основам христианства.

     Малагасийская элита пыталась объединить в политическом созна­нии малагасийские религиозные ценности и достижения мировой политической мысли. Представители христианских движений активно сотрудничали с прелатами Мадагаскара. Например, существуют тес­ные связи между религиозными организациями Норвегии, Германии и Мадагаскара.

     В период колониальной зависимости (1896 -1960 гг.) общественные институты были слабы и недостаточно развиты. После 1960 г. старые политические институты были разрушены, а вновь созданные в условиях социального и культурного кризиса прививались с трудом. Это привело к тому, что христианская церковь, обладавшая большим духовным, политическим и организационным опытом, заняла важное место в политической системе общества. Сохраняя роль посредника между властью и обществом, она принимает активное участие в политике.10

       При поддержке церкви на Мадагаскаре были образованы первые легальные политические организации. Так, в 1946 г. Демократическая малагасийская партия (ПДМ) образована при активной поддержке протестантских миссий.11 В социальное малагасийское движение (МСМ) входили католики. В 1956 г. создана Социал демократическая партия Мадагаскара (СДП), в состав которой также входило духовен­ство, а в период I Республики (1960-1971 гг.) действовала Като­лическая партия Христианское малагасийское движение (ХМО).12

     Это примеры фактического влияния церковных кругов на общественную жизнь. В такой стране как Мадагаскар церковь имеет сильные позиции в государстве.13 Влиятельность клерикальных кругов, их независимость от власти, которая опиралась на поддержку Запада через церковные каналы, давала возможность христианской церкви на Мадагаскаре проводить самостоятельную позицию.

     Использование христианской традиции отделения духовной власти от светской, отчуждения духовной власти от политической, позволило малагасийским христианским церквам, имея различия между собой, объединиться для критики властей. Именно клирики ставили перед

-80- 

правительством социальные проблемы, осуждали за насилие. Когда в 1971 г. правительственные войска жестоко подавили восстание в Анцирабе, клерикальные круги поддержали общественное возмущение и осудили в своей печати действия правительства и президента Ф. Цирананы, что и послужило причиной его отставки.14

   Особенной силы критика властей церковными кругами достигла во времена II Республики. Социалистическая ориентация Мадагаскара, приведшая к авторитаризму Д. Рацираки и опирающаяся на атеизм, не могла не прийти в противоречие с религиозностью малагасийцев, плюрализмом общества и всей культурной традицией Мадагаскара.

       В январе 1980 г. по инициативе четырех церквей протестанты и католики, имевшие более 5 млн. прихожан, объединились в органи­зацию ― Совет христианских церквей Мадагаскара (ФФКМ), которая, не будучи оппозиционной, критиковала режим Д. Рацираки. В апреле 1980 г. Епископальная Конференция образовала Совет, имевший совещательный статус при правительстве и выступавший с критикой политического режима главы государства.

       В августе 1982 г. критика прозвучала и на конгрессе ФФКМ в Анцирабе. «Нельзя отделять веру от политики», ― говорилось в одной из резолюций съезда, на котором отмечалось снижение уровня жизни населения, а рост безработицы и коррупции связывался с социалисти­ческой ориентацией страны.15

     Особенно резкой была социальная критика, обличенная в форму епископских посланий. Так, в Послании 1985 г., подписанном 19 епископами и поддержанном всеми церквами под названием «Анато­мия диктатуры», говорилось, что «социализм никогда не приживется на малагасийской земле, если он осуществляется и проводится незаконными методами и приводит к деспотизму, к тотальному контролю над обществом и экономикой».16 Священники подверглись репрессиям: 21 мая 1984 г. был убит брат Ж. Роу ― секретарь Епископальной Конференции, 7 января 1985 г. ― отец С. Соргон, кюре прихода Мураманга.17

       В конце 80-х годов происходит отход от профранцузской ориен­тации Мадагаскара. Возрастает интерес к протестантским странам: США, Англии, а также к странам Северной Европы. Протестантская община поддержала политические круги, стоящие в оппозиции правительству Д. Рацираки, и выступила за углубление политических и экономических реформ, связанных с либерализацией экономики и проведением демократических реформ в политической жизни.

      В 1990 г. была создана новая партия ― «Христианско демократи­ческое движение» (ХДД), которая стала рупором либеральных идей. Малагасийская печать отмечала, что «эти мысли высказывались и до создания ХДД, но лишь шепотом, и только ХДД стало первой партией,

-81- 

выдвинувшей столь радикальные положения в качестве своей офици­альной программы».18

      В переходный период 1991-1993 гг. ФФКМ возглавил оппозицион­ные силы при переходе к демократическому государственному устрой­ству. Под эгидой церкви была образована комиссия по обсуждению новой конституции и в мае 1992 г. проведена общенациональная конференция.

     В 1991-1992 гг. фактически сложилось двоевластие сил оппозиции и сторонников президента. Армия колебалась, и ФФКМ взял на себя посредническую миссию, осуществляя контакты между противосто­ящими силами во избежание гражданской войны.

   Становление новых демократических институтов на Мадагаскаре в период III Республики 1993-2001 гг. сопровождалось кризисными явлениями. Клерикальная печать отмечала, что «издержки перехода к демократии принял на себя средний класс и молодежь, что привело их к тяжелому финансовому положению, потере надежд на будущее самыми жизнеспособными слоями общества».

   В стране процветали клиентелизм, коррупция, отрыв от тради­ционных ценностей. Клерикальная печать констатировала возврат к мистицизму, рост числа сект различного толка, особенно культа Сатаны19. В это сложное время церковь стала духовным ориентиром для миллионов малагасийцев. Силой нравственного авторитета она стремилась помочь обществу сохранить специфику «образа жизни малагасийца», дать надежду на духовное возрождение нации, собрать вокруг себя лучшие умы духовной элиты. С этой целью было образовано движение «Возрождение», в котором церкви отводилась интегрирующая роль20.

      Совет христианских церквей Мадагаскара обладает большим по­литическим опытом и авторитетом в обществе. Участие церкви в избирательной кампании 2001-2002 гг. показало, что церковь сохра­няет за собой традиционно сильные позиции в политической жизни страны.

    Примером может служить поддержка церковью Марка Равулумананы в президенты на выборах 2001-2002 г. Церковь стала основной силой, которая смогла мобилизовать народные массы на его поддержку. Марк Равалуманана, принадлежащий к реформированной протестантской церкви, человек, очень близкий к религиозным кругам Совета христианских церквей Мадагаскара и активный деятель мадагаскарской Церкви Иисуса Христа, мэр столицы, снискал себе популярность в столичном регионе. В Антананариву его поддержал 51% протестантов. В других регионах Мадагаскара его знали плохо. Однако умелая пропагандистская кампания, в которой принимала участие церковь, помогла ему завоевать большинство на выборах.

 -82- 

    Начиная с XIX века деятельность христианской церкви на Мадага­скаре объективно способствовала прогрессу, успехам светского образования, поддерживая в то же время традиционные ценности.21 Сейчас однако существует опасность отхода от этой прогрессивной роли: став придатком государства, церковь значительно снизит свою роль в обществе. «ФФКМ обвиняли в том, что он поставил религию на службу государства для удовлетворения конкретных политических амбиций. Официально существует разделение церкви и государства, но на практике государство всегда прислушивается к голосу церкви».22

      Политизация церкви всегда имела своих критиков среди духовной элиты, интеллигенции, представителей традиционных культов и религиозных меньшинств. Такую опасность они видели в период демократизации в начале 90-х годов и критиковали клерикальные круги за их политические амбиции23 и «светское мессианство».24

     Тем не менее и сейчас христианские церкви продолжают оказывать влияние на политический процесс. Многие малагасийские государ­ственные деятели одновременно занимают ключевые посты в церковной иерархии. Например, президент М. Равалуманана является вице-председателем реформированной Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре, а председатель Национального собрания Ж. Лахиринику ― национальным казначеем Лютеранской церкви Мадагаскара.25

       Президент М. Равалуманана продолжает разыгрывать «религиоз­ную карту» в борьбе за свою популярность в обществе. В интервью корреспонденту газеты «Le Monde» он сказал, что «христианские церкви на Мадагаскаре ― не только политические союзники, но также векторы, меняющие менталитет».26

       В сентябре 2005 г. президент заявил, что «мечтает о создании христианского государства». Впервые это прозвучало весной 1972 г. в период кризиса I Республики Ф. Цирананы. Представители клерикаль­ных кругов тогда ставили вопрос о создании на Мадагаскаре теокра­тического государства во главе с правыми христианскими партиями.27 Однако подобные высказывания президента нарушают конституцию и ущемляют права всех нехристиан, которые составляют примерно 60% населения Мадагаскара. Свое несогласие по данному вопросу высказали представители различных конфессий.

       В оппозицию М. Равалуманане также входят религиозные деятели. Пастор Максим Рафрансуа организовал движение «Единый малага­сийский народ», который представляет собой религиозную группу, отколовшуюся от Церкви Иисуса Христа на Мадагаскаре. После нега­тивной оценки его высказываний, его старший советник Реймон Рамандимбилахатра оправдал позицию президента, видя в ней не стремление к теократии, а продолжение политики сотрудничества с церквами и христианскими благотворительными организациями,

-83- 

которые, на его взгляд, «наилучшим образом способствует развитию страны».28

     Таким образом, религия является важным ценностным ориен­тиром, сохраняет свои позиции, опираясь на глубокую религиозность малагасийцев. Вера в Бога является стержнем в плюральном много­мерном обществе, она помогает сохранять единство малагасийской цивилизации.

 

1 Емельянов А. Л. Религии народов Мадагаскара // Традиционные и синкретические религии Африки. – М.: Наука, 1986. – С. 331.

2 Andriamanjato R. Le Tsiny et le Tody dans la pensée malgache // Paris: Présence Africaine, 1957.

3 Бюттнер Т. История Африки с древнейших времен. – М.: Наука, ГРВЛ, 1981. – С. 172.

4 Willame G. – Cl. Gouvernance et pouvoir. Essai sur trois trajectoires africaines. Madagascar, Somalie, Zair//Paris: L'Harmattan, 1994.  ― P. 61.

5 Brieu S. La Grande île sous l'influence des églises // Le Monde diplomatique. ― Paris, Oct. 1995.

6 Емельянов А. Л., Мыльцев П. А. Забытая история Великого острова. – М.: Наука, ГРВЛ, 1990. – С. 88.

7 Рейкурс В. Роль и место религии и церкви в жизни Мадагаскара//БПИ. – №114.   14 июня 1991. – С. 20.

8 Geslin J. – D. Madagascar. Pays au bord de la crise de nerfs // Jeune Afrique.  –  Paris, 2002. – №2157. – P. 27.

9 Емельянов А. Л., Мыльцев П. А. –  Цит. соч. – С. 128.

10 Geslin J. – D. Madagascar. Entre le sabre et le goupillon // Jeune Afrique, 2002.   – №2143. – P. 16.

11 Демократическая Республика Мадагаскар. – М.: Наука, ГРВЛ, 1985. – С. 7.

12 Там же.

13 Le Monde diplomatique, Oct. 1995.

14 L'attitude des églises malgaсhes face à la situation politique//Revue française d'études politiques africaines. ― Paris, 1971. ― P. 86.

15 Демократическая Республика Мадагаскар. –  Цит. соч. –  С. 74.

16 Willame G. – Cl. – Цит соч. – С. 164.

17 Rajoelina P. Quarante années de la vie politique de Madagascar. 1947-1987. – Paris: L'Harmattan,1988. – P. 116.

18 Пульс планеты. – М.:ИТАР ТАСС. – 27 августа 1991. – АФ. – Л. 10.

19 Françoise R. – J. Le pouvoir en double // Politique Africaine. – Paris, 2002. – № 86 – P. 48.

20 Dubourdieu L. J. De la guérison des corps à la guérison de la nation. Réveil et mouvements évangéliques à l'assaut de l'espace public //Politique Africaine, 2002. –  № 86. – Р. 71.

21 Françoise R. – J. Цит. соч. – С. 53.

22 Le Monde diplomatique. – Paris, Oct. 1995.

23 Willame G. – Cl. – Цит соч. – С. 170.

24 Politique Africaine, 2002. – №86. – P.73.

25 Мадагаскар. Справочник. – Цит.соч. – С. 38.

26  Le Monde. – Paris, 2 mai 2003.        

27 Демократическая Республика Мадагаскар.  – Цит.соч. – С. 94

28 Пульс Планеты. – 20 сентября 2005. АФ. – Л. 10